NaziReich.net - Исторический интернет- проект о Третьем Рейхе и национал-социализме в Германии в 1933-1945 годах.
Главная Контакты Карта сайта
24.10.2017 г.
 

Идеологи Третьего рейха о школьном образовании и воспитании молодежи

В рамках данной главы будет рассмотрен процесс формирования основных идей национал-социалистической педагогики. Не вызывает никаких сомнений тот факт, что ведущую роль в формировании основополагающих идей общественной жизни в Третьем рейхе играл лично Гитлер и лишь иногда его ближайшее окружение. В отношении образования Гитлер всегда занимал самые радикальные позиции - лозунгом его отношения может стать фраза, как-то сказанная им: ”Не велико искусство учить мальчиков и девочек азбуке”. [1]Причина этого, возможно, кроется в его детстве. Если в начальной школе Гитлер проявил себя как достаточно талантливый ученик, то уже на первом году обучения в реальной школе он имел такую плохую успеваемость, что вынужден был остаться на второй год. Затем он ежегодно сдавал дополнительные экзамены, чтобы быть допущенным в следующий класс. А на третий год он был переведен в следующий класс с единственным условием, что, окончив его, он покинет эту школу и переведется в другую. Весьма символично, что окончив обучение, Гитлер использовал свой табель с оценками в качестве туалетной бумаги. Такое поведение явилось символом его ненависти к школе в частности и образованию в целом. [2] Подобное отношение Гитлер затаил и к учителям, и школам в будущем . В своих застольных беседах он нередко давал им самые уничижительные характеристики. Учителями, по мнению Гитлера, становились те, кто не выстоял в жизненной борьбе. “Люди, чувствующие в себе склонность чего-то добиться или что-то создать собственными силами не идут в учителя, тем более учителя народных школ ”- подчеркивал он, добавляя , что “уже своим неопрятным внешним обликом они производили неприятное впечатление “. [3] Чувствуя свою некоторую ущербность в плане не полученного полноценного образования, Гитлер в беседах нередко говорил о том, что учителя не в состоянии увидеть в ребенке зачатки гениальности, учитель может лишь зафиксировать средние способности, но не может распознать, к чему стремится ребенок в душе.[4] Отсюда и появляется у Гитлера основная идея в отношении воспитательно-образовательной деятельности школы. Наиболее четко , ясно и предельно цинично он сформулировал ее в разговоре с Германом Раушнингом :”Моя педагогика сурова. Слабых следует вышвырнуть прочь...Я хочу, чтобы моя молодежь была жестокой и неустрашимой, склонной повелевать и применять силу. И молодежь должна стать такой .Она должна мужественно переносить любую боль. У нас не должно быть никаких слабостей, никаких нежностей... Я буду воспитывать ее всеми возможными физическими упражнениями... Мне не нужно интеллектуальное воспитание .Знание только испортит мою молодежь. Пусть они усваивают те знания, которые пристанут к ним сами собой , во время игры. Но учиться повелевать им надо непременно. Им предстоит выдержать тяжелейшие испытания , чтобы научиться преодолевать страх смерти. Такова ступень развития, называемая “героической молодежью”.[5] Идея о приоритете физического воспитания и формировании характера перед умственным образованием сформировалась у Гитлера задолго до его прихода к власти. Так, в 25 пунктах программы НСДАП, принятой в 1920 г., в пункте 20 уже идет речь о радикальном изменении национальной системы образования [6]. Сложно сказать, что под этим в 1920 г. подразумевал Гитлер. В программе были наиболее четко зафиксированы моменты, касающиеся прежде всего физического воспитания молодежи. "Через достижение физической закалки посредством законодательного фиксирования обязательности физических и спортивных занятий государство сможет стать народным сообществом"[7]. Акцентирование на физическом воспитании молодежи было характерно для Гитлера и НСДАП и в более позднее время. В разговорах с Отто Вагнером Гитлер неоднократно подчеркивал эту сторону будущего воспитания. "Нет! … В первую очередь обеспечить здоровое тело! Потому что именно оно является предварительным условием развития здорового духа. Греческая культура и греческая философия не были бы столь весомыми, если бы не отводили особую роль телу, его закалке и красоте"[8]. В другом разговоре он подчеркивал, что "молодежь должна проводить много времени на свежем воздухе, в лесах, в полях, в горах". "Мускулы-, говорил Гитлер ,- должны действовать чтобы полностью развиться"[9]. В своих речах после прихода к власти он также неоднократно подчеркивал этот момент: " Жизнь должны защищать не слабые философы, а физически здоровые люди… Необходима физическая закалка отдельных мужчин и женщин, которые позже поведут за собой физические силы и здоровье нации"[10]. В своей речи перед Гитлерюгендом в 1935 г. он отмечал, что его "радует, что сейчас становится больше соревнований молодых людей,… нежели пивных празднеств". "Для этих молодых людей гораздо важнее не сколько бокалов пива он выпил, а сколько километров он смог преодолеть"[11]. Наиболее полно и планомерно свои взгляды на образование и воспитание молодежи Гитлер изложил в середине 20-х гг. После "пивного путча" в 1923 г. Гитлер пробыл в тюрьме Ландсберг с ноября 1923 г. по декабрь 1924 г. С ранней весны 1924 г. Гитлер приступил к работе над книгой , которую назвал впоследствии " Моя Борьба" , первая часть была закончена 3 месяца спустя. Интересен тот факт , что в одной из главных частей "Библии нацизма", посвященной проблеме национального государства и его построения , проблеме воспитания и образования уделено 17 страниц . Это говорит о том , что уже в 1923 г. Гитлер уделял системе воспитания молодежи важную , если не ведущую роль в формировании национал-социалистического государства. Своей первейшей задачей Гитлер считал " защиту и систематическую поддержку лучших элементов расы "[12], начиная от младенца , кончая уже взрослым членом общества . На протяжении полутора десятка страниц пытается он изобразить , как надо воспитывать и образовывать полноценного члена национал-социалистического общества . В подтверждение выше изложенных мыслей , основным девизом гряду щей воспитательной работы могли бы стать следующие слова : "... государство будет видеть главную свою задачу не в том , чтобы накачивать наших детей возможно большим количеством знаний , а прежде всего в том , чтобы вырастить вполне здоровых людей . Лишь во вторую очередь мы будем думать о развитии духовных способностей . Но и в этой области мы будем думать прежде всего о том , чтобы развить в нашей молодёжи характер , волю , силу решимости , а в сочетании с этим мы будем систематически работать над тем , чтобы развить в ней чувство ответственности . Лишь в последнюю очередь мы будем думать о чисто школьном образовании ".[13] Нацизм уже заранее исходил из того , что НСДАП не нужны слабые , хотя бы и всесторонне развитые люди ,- национал-социализму требовались лишь "физически здоровые люди с твёрдым характером , решительные и энергичные". Физическое здоровье молодёжи , по мысли Гитлера , становилось достоянием нации и государства . "В нашем государстве забота о физическом развитии не будет предоставлена каждому отдельному лицу , не будет только задачей родителей . Нет , этой проблеме само государство посвятит огромное внимание , ибо это есть проблема самоутверждения нации , здоровье которой и призвано защищать государство"[14]. Воспитательную работу Гитлер считал необходимым начать с юных матерей и добиться того , чтобы они рожали здоровых детей . Этим Гитлер хотел заложить основу для создания "действительно здорового потомства". Касаясь проблемы физического воспитания в школе , Гитлер отмечал , что в "национал-социалистическом государстве школа должна уделить несравненно больше времени физическому воспитанию - никуда не годится обременять молодых людей таким балластом , как это делается теперь "[15]. Если в Германии 20-х годов занятия по физической подготовке заменялись необязательной гимнастикой , которая была 2 часа в неделю , то по идее Гитлера в будущем на физкультуру школьникам должно отводиться по 2 часа в день ( час до обеда , час - после ) , и при этом на обязательных занятиях физкультуры основное время должно отводиться не гимнастике , а боксу . Именно этот вид спорта , по мнению Гитлера , должен был выработать у мальчика с юных лет стойкий характер . Гитлера не устраивало , что "учебные заведения принципиально воспитывали ... чиновников , инженеров , техников , химиков " , а не немецких мужчин . Лучшим примером воспитания молодёжи Гитлер считал армейское воспитание . " Пример армии лучше всего показывает , насколько сознание своей физической силы и ловкости пробуждает в человеке чувство мужества , дух наступления " . То есть, очевидно , что основной упор на физическое воспитание германской молодёжи был необходим для превращения их в потенциальных солдат , верящих в свою непобедимость . Сам Гитлер этого и не скрывал , когда писал следующее :"... эту внутреннюю веру можно воспитать с детских лет . Мы должны воспитать своих детей так , чтобы они верили , что именно мы , немцы , будем безусловно сильней остальных . Всей постановкой дела воспитания мы должны внушить нашему народу сознание того , что наша нация вновь станет непобедимой "[16]. Всё чётко и предельно понятно - школа должна выращивать солдат , готовых захватить мир , и более никого : грядущей национал-социалистической Германии требовались прежде всего солдаты . Школа и армия сливались в одно единое . Заканчивая школу , юноши должны были тут же попадать в армию , где они продолжали своё физическое совершенствование . Армия должна стать для молодёжи "школой патриотизма". Именно в армии, кроме физической и "патриотической подготовки" , молодой человек должен был научиться , прежде всего , беспрекословно подчиняться и выполнять приказы, .. именно такая система воспитания должна упрочить веру в собственную силу, воспитать свой корпоративный дух , воспитать в себе глубокое убеждение в непобедимости собственной нации "[17]. По окончании данной системы воспитания Гитлер предложил выдавать на руки два документа : во-первых , гражданский диплом , документ , дающий право заниматься общественной деятельностью ; во-вторых , "свидетельство о состоянии физического здоровья ", дающий право вступать в брак . То есть получается, что люди , не прошедшие нравственно-физическую обработку ,лишались всех гражданских прав и становились изгоями , фактически изолированными от общества . Прошедшие же обработку не представляли бы для режима социальной опасности . Итак , важнейшей задачей системы образования Гитлер видел в формировании система отбора, социальной селекции. Кроме физического воспитания государство должно было , по мнению Гитлера , воспитывать характер , преданность , верность , готовность к самопожертвованию , умение молчать - вот добродетели , которые необходимы молодёжи . Благодаря системе воспитания Гитлер надеялся если не полностью уничтожить , то хотя бы смягчить "изъяны" общества . Особо большое внимание он уделял воспитанию силы воли и решимости , систематическому культивированию чувства ответственности , умению предпринять решительный шаг . "Лучше жесткий приказ , чем никакого приказа -, писал Гитлер ,-... лучше , чтобы наша молодёжь отвечала на вопрос иногда не совсем правильно , чем не отвечала вовсе "[18]. Итак , система морального воспитания должна была создать народный организм , свободный от тех "слабостей" , которые могли бы привести национал-социалистическое государство к крушению . "Государство будет воспитывать в юношестве со школьной скамьи чувство ответственности и готовности отстаивать мужественно своё мнение . Это необходимо нам так же , как и систематическое воспитание в молодёжи воли и решимости к действию ". Моральные качества , культивируемые с раннего детства , должны были обеспечить существование государства. Сама система получения общеобразовательных школьных дисциплин должна была претерпеть ряд серьёзных изменений . В основе первого коренного изменения школьной системы лежит утверждение Гитлера , что "молодой мозг не должен быть обременен вещами , которые ему не нужны и которые поэтому он быстро забывает[19] . На основании этого появилась мысль , что школа должна давать жизненно необходимый минимум знаний . Стоит заметить , что в этот жизненно необходимый уровень знаний не попали , например , иностранные языки , так как в жизни 98% молодых людей они не понадобятся вовсе . Вместо иностранного языка предполагалось изучение его краткой характеристики . "Благодаря этому -,писал Гитлер ,- большинство учащихся получило бы общие основы , которые действительно необходимы для дальнейшей жизни . Те же , кому действительно необходимо изучение иностранных языков , занялись бы этим сами специально по собственному выбору и достигли бы нужных результатов "[20]. В результате сокращения школьной программы выделилось бы свободное время для физических упражнений . Особо большие изменения требовал Гитлер внести в преподавание истории . Как и в других предметах он предлагал сократить школьную программу и "центр тяжести" перенести на то , чтобы облегчить учащимся понимание основной линии истории . Сама история должна была рассматриваться не как цель , а как средство , которое помогло бы нации в будущем применять уроки истории с максимальной пользой . История , впрочем как и остальные науки , должна была служить национал-социализму . Поэтому в этой области ,"одной из важнейших задач ... является забота о том , чтобы наконец , был написан такой курс истории , в котором доминирующее положение займёт расовая проблема "[21]. Вторым изменением в системе общешкольного образования должна была явиться замена материализма на идеализм . Иначе говоря , логика мышления подрастающего поколения должна была строиться не на рациональных началах , а на иррациональной слепой вере . Нацистское государство , по мысли Гитлера , должно было дать молодому человеку лишь узкоспециальные знания , чтобы он мог "заработать себе на кусок хлеба ". Основной задачей системы образования становится интеграция молодого человека в общество , которому он необходим . Кроме этого Гитлер хотел " уже с юных лет... воспитывать в молодёжи уважение к национализму " . В завершение Гитлер писал :"Венец всех задач нашей постановки воспитания должен заключаться в том , чтобы со всей отчетливостью поставить перед всей молодёжью в первую очередь проблему расы . И умом и чувством наша молодёжь должна понять , что это главная из главных , центральная из центральных проблем . Ни один юноша , ни одна девушка не должны покидать стен школы , не поняв до конца , какое гигантское значение имеет вопрос о чистоте крови ... Ибо мы должны помнить , что все физическое и умственное воспитание в последнем счете может быть полезно лишь для лишь тех людей , кто понял принципиальную важность расовой проблемы ... Если мы сумеем на указанных началах перестроить все дело воспитания под углом зрения сохранения чистоты расы , то это разумеется принесёт величайшую пользу и военному делу . В нашем государстве военная служба вообще будет рассматриваться только как заключительная глава в воспитании нашей молодёжи ( выделено А.В.)"[22]. Из выше сказанного можно предположить следующую концепцию нацистского воспитания , предполагаемую Гитлером в 20-х годах : минимум жизненно необходимых знаний при активнейшей националистическо- расистской накачке позволит контролировать среду духовных интересов молодёжи . Наряду с этим активная физическая подготовка и военная служба позволит направить энергию молодёжи либо на подготовку , либо на непосредственное осуществление военных действий . Эти идеи , изложенные Гитлером в 1923-1924 гг. на бумаге были тогда лишь идеями , но десять лет спустя , после прихода к власти НСДАП , они начали проводиться в жизнь . В своей речи , произнесенной в Рейхенберге 4 декабря 1938 г., Гитлер подробно изложил свои взгляды на социализацию молодежи в национал- социалистическом обществе: " ...Эту молодёжь не учили, как жить по-немецки , как работать по-немецки . Но эти крохи попадают в нашу систему и первый раз вдохнут свободный воздух , а четыре года спустя перейдут из "юнгфолька" в "гитлерюгенд", и там мы их снова оставим на четыре года . После чего мы мы впервые даём ей (молодёжи) возможность вернуться не в руки своих классовых и сословных "родителей" , а привлекаем в партию , в "Рабочий фронт", в штурмовые отряды , в СС ... И когда они пробудут там два или полтора года , они еще не станут полностью национал-социалистами : они лишь шлифуются на рабочей должности , становясь символом немецкого будущего . И лишь после того как за два года их обработает вермахт , мы снова примем их в СА или СС , так как они больше никогда не соблазнятся ... своим бывшим сословным или классовым сознанием . И лишь только тогда я смогу сказать :"Да , национал-социализм стоит не у конца своих дней - он только нарождается"[23]. Далеко не случайно , что в данной схеме не нашлось места ни школе, ни высшим учебным заведениям, что объясняется той невысокой ролью, которая отводилась этим структурам руководством Третьего Рейха в формировании и социализации немецкой молодежи. Сам Гитлер видел три крупных этапа в преобразовании системы воспитания : первый этап, формирование “героической молодежи”; второй этап, формирование “свободной молодежи”, богочеловеков, творцов новой культуры; третий этап должен был наступить после смерти Гитлера, о видении его он предпочитал умалчивать.[24] Забегая вперед, можно сказать, что за 12 лет существования Третьего рейха в жизнь была лишь частично воплощена первая ступень, то есть формирование “героической молодежи”. Пожалуй, решающим и во многом переломным для образования в Германии стали1936-1937 гг. Если до этого система образования была вынуждена лишь приспосабливаться к национал-социалистическому режиму, то начиная с 1937 г. сам режим начинает жесткую политику централизации системы образования, формируя описанную систему "селекции". Это проявилось уже в заключительном выступлении Гитлера на партийном съезде 1935 г. Именно тогда Гитлер подчеркнул, что наиболее актуальной задачей партии на этом этапе является создание организации, которая смогла бы обеспечить вечный непрерывный мировоззренческий отбор нации. “Зов времени состоит в том, - говорил Гитлер, - чтобы создать предпосылки для стабильности государственного отбора, образовании и устранении государственных руководителей”. Из этого он выводил мысль о том, что вначале необходимо воспитать всех немцев в духе национал-социализма, затем из них отобрать наиболее преданных , которые в последствии попадут в государственное руководство. При этом задачи партии и государства весьма четко разводились. Партия должна формировать те мировоззренческие основы, которые будут определять всю педагогическую, воспитательную и образовательную деятельность. При этом государство должно обеспечить стабильную деятельность тех организаций и учреждений, которые отвечали за этот фронт работы. Кроме этого важнейшей практической задачей Гитлер ставил устранение элементов образования старого мира. По его мнению это требовало длительного периода и должно было проводиться посредством непрекращающейся коррекции деятельности учреждений образования. Позже эту же мысль разовьет в Розенберг в своем выступлении на партийном съезде 1937 г. “Мы знаем ,- говорил он, - что старые учреждения десятилетиями и даже столетиями определявшие интеллектуальную жизнь народа не захотят сразу отступить”. Далее он еще раз подчеркнул основной постулат национал-социалистического образования- “НСДАП поставила в центр образования не знания, а формирование характера. Мы отвергаем глупую либеральную установку “Знание - сила”. Именно к этому периоду относится появление наиболее ярких пропагандистских произведений ,направленных на немецкую молодежь. Одна из них “Основы истины”, включенная в состав “Хрестоматии для немецкой молодежи”, подробно расписывает такие моральные ценности как Народ, Кровь, Отечество, мужество, самоконтроль, воля, стойкость и пр. Именно здесь достаточно четко прослеживается воплощение образовательных идей Гитлера: “ Знание-это то, что поддается пониманию. Сами по себе знания не служат ничему и мертвы”. Далее делается вывод о том, что вера сильнее любых знаний, а значит убеждения немецкой молодежи должны быть построены прежде всего на вере. [25] Подобный вывод не может быть неожиданным. Альфред Розенберг в своем “Мифе ХХ века”, изданном до прихода к власти нацистов, присоединяясь к общему видению национал-социалистического образования, высказывал мысль, что первейшей задачей образования является не механическая передача знаний, а формирование символа, который мог бы взрастить расовые компоненты , заложенные в немецкую душу. Далеко не случайно в своем произведении вопросы образования он рассматривает в купе с вопросами религии, выступая против того, чтобы “немецкая школа была компромиссом между католицизмом, евангелизмом и еврейским либерализмом”. Систематическое “забивание памяти знаниями”, по мнению Розенберга, “задушило национальный характер”[26]. Он также подчеркивает , что “десятилетиями в Германии образование было простым средством увеличения знаний , вместо этого национал-социализм постановил, что образование должно служить укреплению характера”[27]. Помимо этого Розенберг формулирует основу новой "миссии немецких воспитателей". Он отмечает, что " многие профессии, такие как учителя, попадают в поле зрения новой общественной критики". При этом он подчеркивает, " чтобы правильно оценить эту деятельность, мы должны осознать, что живем во время борьбы, интенсивность которой несомненно отражается на истории"[28]. В связи с этим немецкие педагоги и воспитатели сравниваются с солдатами ( сама концепция национал- социалистического воспитания предполагала формирование "политических солдат"). Поэтому Розенбрег приходит к выводу, что " учителя имеют такую же революционную миссию, как национал- социалистические солдаты и государственные деятели". "Именно от учителей во многом зависит, как в будущем сформируется молодое национал- социалистическое поколение в политическую формацию движения , как это будет произведено в школе через занятия по истории, по немецкому языку, изучению природы и ее законов. Они должны испытывать внутреннюю гордость за свою профессию, за свою внутреннюю волю, за то, что они учителя и воспитатели , а не передаватели пройденных знаний"[29]. Подобный "реверанс" в адрес учителей и школы был далеко не первым. В 1933 г. министр внутренних дел Фрик подчеркивал необходимость формирования в школе "политических солдат" :" Немецкая школа должна воспитывать политического человека, который во всех своих мыслях и делах должен служить и жертвовать ради своего народа, быть неразрывно связанным с судьбой и историей своего народа"[30]. Подобный взгляд пропагандировался и более низшими функционерами. Лидер НСЛБ , Ганс Шемм, на открытии дома немецкого воспитания в Байройте заявил : " Дом немецкого воспитания! Уже одно имя доказывает величие нашего времени. Дом немецкого воспитания обозначает восклицание: Воспитание будет немецким и только немецким![31]". В своем интервью газете “Лондон телеграф” 18 ноября 1938 г. гауляйтер Богель подчеркивал, что “немецкую молодежь стоит учить только тому, что гармонично соответствует национал-социализму... Немецкую молодежь необходимо воспитывать таким образом, чтобы она училась, действовала и жила только в гармонии с национал-социализмом”. Тогда же в своей статье ”Деятельность немецкого народного образования” Фритц Лойтлофф, нацистский идеолог образования взрослых, пытается дать мировоззренческое оправдание необходимости национал-социалистической педагогики. Он использует формулировку Розенберга о том, что символом образования либеральной эпохи становится фраза “Знание-сила”. Лойтлофф подчеркивает, что эта формулировка лишний раз указывает на приоритет индивидуализма в образовании прошлого. Эта умственная установка, по его мысли, ведет к обособлению отдельных областей жизни и к борьбе между ними, которая в итоге заканчивается победой экономики и тезиса о приоритете “экономики над политикой”. Все это достаточно сильно отражается на сути образования, в котором начинают преобладать реформистские направления. “Ценность личности ,-пишет автор статьи, - выясняется лишь после сдачи переходных или вступительных экзаменов”. В результате, по его мнению, происходит обнищание умственного пролетариата и переполнение высших школ[32]. (Эту мысль позже использовал Гитлер , заявляя ,что учителя народных школ представляют собой наиболее глупых и неспособных к самостоятельному мышлению пролетариев умственного труда, созданных для того, чтобы служить оплотом либеральной системы[33]). Поиски выхода выливаются в формализм и застывшие системы. Необходимость воспитания характера начинает выходить в качестве темы для обсуждения в педагогических кругах с началом мировой войны. С приходом национал-социалистов к власти общим идеалом не только для системы образования, но и для всех областей общественной жизни Германии становится понятие “народ”. В своей речи в марте1933 г. в Берлине Гитлер подчеркнул, что “воспитание, образование, театр, кино, литература, пресса, радио служат общему делу нашего народа”[34]. Национал-социалистическая система отныне оценивала человека “не по его знаниям”, а по тому, что он совершил для общества. На словах Лойтлофф и другие национал-социалистические идеологи и педагоги не отказывались от таких понятий как личная свобода и индивидуальное внутреннее развитие. Но они должны быть подчинены требованиям народа, а стало быть национал-социалистическому мировоззрению. Сам Лейтлоф высказывает открыто мысль, что идеал народного и общего образования является по своей сути фелькише (volkische) ориентированным.[35] Таким образом видно ,что воспитание и образование молодежи являлось важнейшим не только государственно-партийным, но и мировоззренческим заданием. Молодежь, прошедшая через национал-социалистические учебные заведения, должна ассоциировать себя с национал-социалистическим режимом. По этому поводу Гитлер высказывал следующую мысль : “Если молодежь , которая в возрасте десяти- двадцати лет олицетворяет собой национал-социалистическое государство , не знала другого мировоззрения ,кроме национал-социалистического , и прошла через систему воспитания, то она сделает ее дисциплинированной, равно как и уверенной в себе”.[36] Однако, не стоит делать вывод о том, что национал-социалистическое образование в своей сути является пропагандистским явлением. В 1936 г. главное управление образования НСДАП достаточно четко разводит понятия образования и пропаганды. Подчеркивая, что в период борьбы пропаганда сыграла решающую роль в приходе национал-социалистов к власти, отмечалось что после 1933 г. существенно возросла роль национал-социалистического образования. В политических кругах раздавались даже голоса , которые предлагали заменить пропаганду образованием. Руководство заняло достаточно жесткую позицию по этому вопросу. Пропаганда является, по мнению руководства НСДАП, эффективным орудием для выработки унифицированной реакции у масс на те или иные события. Задача пропаганды имеет двоякий характер - она не только организует массы, но и воздействует на них. Национал-социалистическое образование стоит на абсолютно иных позициях. Его целью является не побуждение к действию, а складывание и углубление политическо- мировоззренческого понимания в целом. [37] Итак, если говорить о формировании идеологических принципов образования в национал-социалистическом государстве , то можно отметить следующее. Изначально НСДАП предполагало существенное , почти кардинальное изменение системы образования в целом. Существенным компонентом будущей системы образования должен был стать отказ от обучения как такового и сведение самого процесса образования исключительно к воспитанию характера ("является не перегружение детей различными знаниями, а пробуждение национального характера"[38]). В процессе формирования данного характера в школьнике должны были закладываться основные принципы национал-социализма, а именно: расизм, слепая вера руководству партии, главенство силы над интеллектом. Кроме того, стоит отметить тот факт, что обучаемые должны были стать новым поколением (“героическая молодежь”) , которому суждено было сменить поколение “старого мира” и полностью изжить остатки прежних институтов. Последний вывод наиболее ярко подчеркивают строки из статьи, посвященной тотальным притязаниям партии: “Многие люди в государственном аппарате нередко не очень хорошо подготовлены в плане мировоззрения. Это происходит потому, что они являются носителями воззрений старого мира. Мы должны заботиться о том, чтобы в государственном управлении и хозяйстве произошла смена поколений”[39].