NaziReich.net - Исторический интернет- проект о Третьем Рейхе и национал-социализме в Германии в 1933-1945 годах.
Главная Контакты Карта сайта
23.11.2017 г.
 

Деятельность Национал- социалистического союза учителей и унификация учительских объединений

Подобно каждой тоталитарной системе национал-социализм должен был еще до прихода к власти по возможности оказывать влияние на ряд общественных групп, чтобы рекрутировать из них функционеров и активистов. Ганс Шемм, с именем которого связана унификация учительских объединений, возникновение и развитие Национал- социалистического союза учителей, родился 18 октября 1891 г. в Байройте в семье ремесленника[110]. После окончания школы Шемм выбирает себе профессию учителя - в 1910 г. он сдает учительские квалификационные экзамены и начинает свою деятельность в сельской школе. С началом мировой войны он поступает в медико-санитарную службу. За несколько недель до окончания войны он был демобилизирован из-за заболевания туберкулезом. Шемм возвращается в родной город, где снова начинает преподавать в школе Св. Георга[111]. Во время революции он вступает в добровольческий корпус Эппа и возвращается в школу лишь в мае 1919 г. В 1920 г. переходит работать в бактериологический институт [112]. В 1922 г. он впервые сталкивается с НСДАП, вступает в партию и сразу же становится редактором местного партийного листка[113]. В марте 1923 г. Шемм предпринимает серию публичных выступлений, посвященных расовому вопросу[114]. Зарекомендовав себя одаренным пропагандистом и организатором, в 1924 г. он становится местным руководителем партийной группы в Байройте, с этого момента он посвящает больше времени партийной работе нежели преподаванию[115]. На втором имперском съезде НСДАП 3-4 июля 1926 г. в Веймаре было собрано особое заседание учителей, на котором Шемм обрисовал положение по различным воспитательно-теоретическим проблемам. С определенной уверенностью можно рассматривать эту встречу как первый шаг Шемма к созданию НСЛБ. На протяжении 1926/1927 гг. Шемм пользовался любой возможностью укрепить связи со своими коллегами, которые проявляли недовольство Веймарской республикой. НСЛБ был основан 21 апреля 1929 г. [116].Это произошло во дворе гостиничного комплекса "Хофеблюте". За восемь дней до этого из Байрота Шемм разослал письменные приглашения , которые начинались следующими словами " Национал-социалистические учителя гау Верхняя Франкония, Саксония, Тюрингия, Средняя Франкония, Нижняя Франкония и Оберпфальц" приглашались "обсудить мерорпиятия, которые смогли бы снять обеспокоенность, что молодежь, вверенная немецким учителям, погружается в пучину интернационализма, пацифизма и демократии". Это собрание, как отмечалось в приглашении, должно было " в рамках немецкого учительства создать активную кадровую группу,… которая бы способствовала возрождению немецкого народа"[117]. Каждому приглашенному предлагалось обдумать платформу " для создания нового, третьего Рейха". На учредителььном собрании присутствовало 50 человек - 48 мужчин и 2 женщины. Если посмотреть на их социальный состав, то 25 из них были учителями, 4 - работниками школьных советов, 2 - вспомогательные учителя, 1 - помощник учителя, 6 главных учителей, 3 - старших учителя, 2- советника по вопросам учебы, 1- учебный ассесор, 1- главный редактор учительской газеты, 2 - технических редактора и один человек без определенной профессии. В своей речи Шемм отметил, что речь прежде всего идет не о выражении интересов уже существующих организаций, а о создании принципиально новой организации , которая была бы ориентирована прежде всего на способствование завоевания политической власти. Некоторое время спустя , на имперском съезде 1-4 августа 1929 г. уже присутствовала делегация от новой организации. А осенью 1929 г. Гитлер провозгласил НСЛБ как самостоятельное подразделение НСДАП, а Шемма произвел в ранг "имперского руководителя"[118]. Дальнейшая деятельность НСЛБ проходила в двух направлениях : организационном и пропагандистском. После съезда в Нюрнберге проявились новые существенные моменты в деятельности этой организации. Прежде всего, число членов организации выросло почти в 200 раз и продолжало расти от собрания к собранию[119]. 1-2 марта 1930 г. в Плауэне состоялась крупная встреча функционеров НСЛБ[120], после чего произошло еще две- 13 июля в Йене, и 27 декабря - в Байройте в штаб-квартире "Черная роза"[121]. Результатом этих мероприятий стал курс НСЛБ на организационное расширение. Возникающие по всей Германии группы и структуры НСЛБ замыкались в своей деятельности непосредственно на имперское руководство союза. Все импульсы, пропагандистские акции и организационные мероприятия исходили в первую очередь от самого имперского рукводства, на местах же не проявлялось никакой инициативы. Главным занятием местных групп в тот период было собирание статей и работ по педагогике, ориентируя и интерпритируя их на национал-социалистическое мировоззрение[122]. В 1930 г. НСЛБ принимает первую официальную программу, аналогичную во многом программе НСЛБ: 1. Бескомпромиссная борьба в рамках общей организации НСДАП с целью завоевания политической власти в Немецком Рейхе и землях. 2. Мировоззренческое образование в духе национал- социалистической идеи в воспитательной, культурной, религиозной областях и сфере искусства. 3. Разработка организационных и персональных основ деятельности как в рейхе в целом, так и в землях , в частности, чтобы подвести базу и быть готовыми к развитию упомянутых выше областей. 4. Борьба за академическое образование учителей. 5. Борьба против либеральных, марксистских и демократических объединений учителей… 6. Борьба против культурного большевизма на широкой основе во всех областях жизни. 7. Вовлечение всех верующих обоих конфессий в рабочие структуры внутри НСЛБ и острая борьба против космополитических тенденций Центра и Баварской народной партии[123]. С 1930 г. идет активное расширение местных организаций НСЛБ. В январе 1931 г. Шемм основал организацию НСЛБ в гау Шлезин, в которую по его словам вошло 2 тыс. человек. 16 января того же года организация НСЛБ создается в Гамбурге. 6 февраля 1931 г. проходит массовое собрание НСЛБ в Брауншвейге. 10 февраля состоялся учительский съезд НСЛБ в Бремене, в котором приняли участие 4 тысячи человек. 24 февраля проходит местная конференция в Дрездене, а 26 февраля - в Нюрнберге. Когда НСЛБ смогло обосноваться в оплоте католической партии центра - Рейнской области и Вестфалии ( это произошло в 1932 г.), собрания членов НСЛБ в центральной Германии достигали уровня демонстраций. Этот период обозначил существенный численный рост НСЛБ. Уже 5 февраля 1932 г. на собрании Берлинской организации НСЛБ Шемм выступал перед 3000 участниками, а в первом Имперском съезде НСЛБ, который состоялся там же 2-4 апреля того же года, приняло участие около 22 тысячи человек. Но справедливости ради надо заметить, что во всех вышеперечисленных мероприятиях принимали участие не только учителя, но и члены других подразделений НСДАП, для которых присутствие на этих мероприятиях было обязательным( в действительности к концу 1932 г. НСЛБ, конечно, вырвалось в число крупнейших учительских объединений Германии, но его реальная численность не превышала 6 тысяч человек[124]) . На первом съезде выступал Эрнст Крик, чья книга "Национально-политическое воспитание" только что появилась[125]. Этот первый съезд НСЛБ прошел под лозунгом "Песталоцци, Фихте, Гитлер", которые были обозначены как три величайшие воспитателя немецкой нации. С 30 января 1933 г. для НСЛБ наступила новая фаза развития, которая знаменовалась проведением в жизнь национал- социалистической теории воспитания. Первые месяцы 1933 г. прошли для НСЛБ под знаком усиления политической активности, которая прежде всего была нацелена (в соостветсвии с парамилитаристскими речевыми оборотами того времени) на формирование нового "воспитательного корупуса" [126] . Это привело к обострению отношений с существующими учительскими объединениями. Представления Шемма базировались на идее подчинения национал-социалистическому мировоззрению всех групп учителей и воспитателей, начиная от детского сада , заканчивая университетами[127]. Отдельные учителя , по словам Шемма, должны были руководствоваться только одним императивом : "Для твоего народа ты должен быть немецким учителем"[128]. Обращаясь к немецким учителям зарубежья в марте 1933 г., он произнес такие слова : "как внутри Рейха, так и во вне идет борьба за немецкого человека и его жизненное пространство. Здесь, в этой борьбе, учителям и воспитателям отводится особая и высокая задача- быть верными немецкой сущности, формировать душу немецкого человека и сохранять в чистоте немецкий народ и немецкое образование, охраняя их от вредного влияния"[129]. После имперского съезда НСЛБ в Берлинском Дворце Спорта Шемм почти сразу же организует конференцию НСЛБ, которая прошла 8-9 апреля 1933 г. в зале заседаний Лейпцигского зоопарка, на котором была достигнута договоренность между функционерами НСБЛ и представителями учительских союзов о мерах по унификации. В итоге была принята резолюция под названием "НСЛБ, его основание, его действия и рост, его значение и первые школьно-политические мероприятия после прихода к власти"[130]. На мероприятии в Лейпциге присутствовало 3500 учителей[131]. Показательно, что католические объединения учителей не были приглашены[132]. В результате НСЛБ выпустило обращение о намерении создать единое Немецкое общество воспитания, которое по мнению Шемма должно было руководить НСЛБ[133]. Правда, ни Шеммом, ни другими функционерами Союза не была разработана структура этой новой организации. Вообще на концепции создания Немецкого воспитательного общества весьма существенно отразилось то, что для НСЛБ была характерна - особенно в период возникновения и развития - бессистемность действий. Тогда же Шемм заявил, что позже различные учительские союзы смогут вступить в НСЛБ[134]. С этим по началу оказался не согласен ряд представителей, приглашенных на это заседание. То, как Шемм представлял создание Немецкого воспитательного общества и роспуск, либо переход старых союзов в НСЛБ было изложено в предписании , которое Шемм издал еще 30 марта 1933 г. и огласил в Лейпциге[135]. В нем были изложены конкретные организационные меры: 1. Цель - создание единого Немецкого воспитательного общества на основе христианства, сознательного национального воспитания и создающегося народного сообщества. 2. Носителем этой организации возможна только идея, которая исторически … воплотилась в НСЛБ. Поэтому он является единственным представителем немецких учителей. 3. Практическое осуществление этой цели выражается в двойной задаче: - искоренение укрепившихся в существующих учительских объединениях марксистских, либеральных и чисто интеллектуальных устремлений; - полная деполитизация существующих организаций учителей через устранение их от … культурно-политической деятельности. 4. Передача собственных задач учительских объединений центральному руководству НСЛБ, которое законодательно и профессионально выражает организационные основы учительства. 5. Для учительской прессы выявляется необходимость переформирования в духе унификации и экономии. В редакциях учительских газет необходимо соблюдать, чтобы руководство ими перешло к личностям, чьей гарантией служит преданность государству, и чтобы вновь не было возвращение прошлых тенденций. 6. Гарантии так же усиливаются еще тем, что национал- социалистическая учительская газета[136] как центральный орган единой воспитательной организации заняла место Всеобщей немецкой учительской газеты. Ее название будет оглашено позже . Этот печатный орган является направляющим для всех немецких учительских газет. 7. Целью организации является формирование НСЛБ представительства учителей всех типов школ, что позволяет через новое сообщество проводить единую воспитательную работу[137]. События в Лейпциге Шемм охарактеризовал как "Потсдам немецкого воспитания"[138] ( подобно "Дню Потсдама" , который должен был символизировать новую Германию. Шемм хотел зафиксировать в Лейпциге "единый немецкий воспитательный фронт"). Лейпцигское собрание ознаменовало определенный успех НСЛБ в унификации "старых" учительских объединений. Несколько дней спустя после этого форума, 12 апреля 1933 г., в Шнейдельмюлле произошло совещание ряда учительских объединений, которые поставили своей ближайшей задачей создание единой немецкой воспитательной организации[139]. Шемм надеялся, что после такой акции унификация союзов будет более достижимой целью, тем более, что в адрес НСЛБ уже поступали многочисленные заявления верности выбранному курсу[140] . Во многом этот успех был заложен позицией, которую занимал Шемм , а вместе с ним и НСЛБ - позицией национальной надконфессиональности[141]. Для начала унификации в 1933 г. Шемм сформулировал определенный лозунг : "Нашу религию зовут Христос, нашу политику зовут Германия"[142]. Шемму казалось, что в ближайшее время после Лейпцигского конгресса ему удастся объединить все организации и завершить унификацию в своей сфере. Тем более, уже 22 апреля в Берлине состоялась встреча земельных председателей Всеобщего немецкого учительского объединения, на котором было принято решение о присоединении к НСЛБ[143]. Несколькими днями позже - 25 апреля 1933 г. состоялась конференция Баварского учительского союза, который входил коллективным членом во Всеобщее немецкое учительское объединение и осуществлял свою деятельность в основном в Мюнхене. Под впечатлением обращения Шемма к учительским союзам от 31 марта 1933 г. данным объединением была создана пятисторонняя комиссия ( в нее вошли наиболее значимые баварские деятели образования - Келлерманн, Момбар, Маршинг, Нель, Бауэр), которая по итогам своей деятельности "ходатайствовала" перед Шеммом о вступлении в НСЛБ[144]. Для оказания влияния на католические учительские организации Шемм возлагал большие надежды на фигуру Георга Альберткирхингера , председателя Баварского католического союза учителей, члена НСЛБ. Шемм в своем письме от 29 апреля 1933 г. предлагал Альберткирхингеру " переговоры с католическими учительскими союзами с целью унификации их"[145]. Первые переговоры с правлением Католического объединения учителей и Союзом католических учителей проходили с определенными трудностями. В итоге католические организации так и не вступили в НСЛБ, но зато создали Общество католических немецких воспитателей[146]. Вопреки позиции Шемма, который считал эти переговоры неудачными , Альберткирхингер придерживался другой точки зрения. По его мнению, объединение этих двух католических организаций , напротив, усиливает позиции НСЛБ в плане их унификации - теперь не было необходимости вести сепаратные переговоры с руководством этих организаций [147]. Вопреки напыщенным ожиданиям Альберткирхингера, который во время переговоров поддерживал тесные связи с Шеммом, они оказались не только первыми но и единственными. После учредительного собрания Общества католических немецких воспитателей, которое состоялось 6 июня в Доме немецкого союза в Берлине, в Шарлотенбурге , контакты между созданной организацией и НСЛБ существенно сократились[148]. В результате этого Шемм уже 8 июня 1933 г. созывает второй форум НСЛБ в Магдебурге, единственной целью которого было намерение уничтожить создавшуюся коалицию католических организаций. Прошедшие два месяца со времени Лейпцигского съезда Шемм характеризовал следующим образом: "Эти чудесные переживания последних двух месяцев, это почти ежедневное поступление заявлений, заверений преданности и клятв сотрудничества в духе национал- социалистической революции, это исповедание богатства мыслей нашего Адольфа Гитлера, ритма нового времени в политическом, хозяйственном, культурном и религиозном отношении"[149]. Провозглашенная в Лейпциге старыми учительскими объединениями готовность к физическому вливанию в НСЛБ, в Магдебурге, который Шемм провозгласил "Потсдамом немецкого учительства"[150], должна была быть окончательно зафиксирована до начала знаменитых национал- социалистических празднеств. К началу Магдебургского съезда НСЛБ данная организация уже насчитывала 120 тысяч членов ( стоит заметить, что в конце 1932 г. его реальная численность едва ли превышала 6 тысяч человек , то есть всего за несколько месяцев количество членов выросло приблизительно в 20 раз)[151]. Стоит также отметить, что буквально накануне Магдебургского съезда Шемм предпринял ряд решительных шагов, в том числе он смог получить пост председателя крупнейшего учительского союза - Всеобщего немецкого учительского объединения, которое на тот момент насчитывало порядка 150 тысяч членов[152] . Таким образом, на данном мероприятии Шемм присутствовал не только как имперский руководитель НСЛБ, но и как председатель Всеобщего немецкого учительского объединения. Этот шаг со стороны правления Всеобщего немецкого учительского объединения можно объяснить только тем, что оно намеревалось таким образом сохранить определенную самостоятельность и играть значительную роль в сфере воспитания детей в народных школах. Работа Магдебургского съезда закончилась национал- социалистическим "освящением" трех знамен НСЛБ и подтверждением переговоров о вхождении в НСЛБ. Последние, проходившие в городском зале, длились более двух часов, в ходе которых представители 49 имперских общегерманских и 111 местных учительских организаций единогласно приняли решение о вступлении в НСЛБ[153]. Итоговый документ под названием "Учредительное собрание немецкой общевоспитательной организации под руководством НСЛБ" был использован так же как поздравительный адрес для Гитлера[154]. Однако подписавшие этот документ представители учительских объединений и союзов были не председателями правления, а лишь уполномоченными представителями. Из этого отнюдь не следует, что правление объединений не было знакомо с ним, но тем не менее демонстрирует определенную степень скептицизма и недоверия к проводимой политике унификации[155]. Текст этого документа, опубликованный уже за подписью Шемма, гласил : "Поскольку более половины немецких воспитателей состоят членами в Национал- социалистическом союзе учителей" существующие учительские союзы провозглашают следующее: 1. Поставившие свои подписи и печати союзы присоединяются как правомочные объединения к немецкой общевоспитательной организации (НСЛБ); 2. Они готовы участвовать в работе во всех структурах немецкого воспитания; 3. Они в дальнейшем готовы ежемесячно переводить имперскому руководству немецкой общевоспитательной организации все членские взносы, уплачивающиеся их членами; 4. Председатели и правление этих организаций присоединяются к НСЛБ , как физические члены; 5. Точное определение организационных и хозяйственных мероприятий руководство НСЛБ оставляет за собой[156]. Значение Магдебургского соглашения состояло не только в принципиальном укреплении выгодных для НСЛБ позиций, но и в том, что подписавшие его учительские организации полностью не осознавали их важности. Среди ряда организаций и части учительства под впечатлением этого соглашения сложилось мнение, что старые союзы продолжают свое существование, а НСЛБ выступает только в роли координирующей организации. В связи с этим даже развернулась дискуссия о том, является ли созданное на Лейпцигском съезде Немецкое воспитательное общество идентичным НСЛБ или это новое образование, и являются ли они такими союзами как и многие остальные[157]. Дальнейшая унификация учительских объединений происходила через финансовый и организационный контроль, по сути большинство существующих организаций вошли в состав НСЛБ уже к концу 1933 г. (43 из 48 существовавших крупных учительских объединений)[158] . К декабрю 1933 г. численность НСЛБ достигла 220 тысяч человек. Оставшиеся объединения прекратили свое существование к 1935 г. Так, например, Союз филологов, который не только наиболее долго сопротивлялся унификации, но пытался создать альтернативную организацию, так называемое Немецкое воспитательное общество - 2 , прекратил свое существование на своем 14 съезде , который состоялся 14 июня 1936 в Наумбурге[159]. Несколько отдельно стоял вопрос о католических союзах учителей, которые находились под защитой статей конкордата. Их ликвидация стала возможной только в 1937 г., когда сразу же несколько структур занимались этим вопросом. На сновании закона о "Роспуске служебных объединений" от 27 мая 1937 г. католические учительские союзы прекращали свое юридическое существование, конец их фактическому существованию был положен двумя указами, вышедшими почти одновременно: 23 августа 1937г. особый указ о ликвидации католических учительских союзов издает Руст, а 25 августа подобная задача ставится Гиммлером перед гестапо. В результате НСЛБ было пополнено 20 тысячами новых членов.[160] Организационное развитие для НСЛБ стало возможно по сути только с 1933 г., когда начался массовый приток новых членов в основном через интеграцию в свой состав "старых" учительских объединений. К тому же до 1933 г. НСЛБ было по сути расчленено, когда его отдельные подразделения представляли по сути отдельные, мало связанные между собой организации[161]. Первая фаза организационной централизации началась непосредственно перед приходом нацистов к власти, когда начали возникать гау, окружные и местные управления, по своей структуре схожие с подобными структурами НСДАП, которые к 1933 г. покрыли всю Германию.[162] НСЛБ как и партия стала делиться на 33 гау, которые по своей структуре полностью соответствовали гау НСДАП[163]. Была предпринята даже попытка создать земельные управления НСЛБ со штабом в столице той или иной земли, но она на увенчалась успехом и была прекращена в 1934 г. А в 1933 г. задачи земельных структур сводились к следующему: - представление интереса соответствующих министерств; - печать профессионально ориентированных изданий; - ведение земельной картотеки членов НСЛБ; - осуществление приказов и предписаний имперского руководства НСЛБ[164] . Для активизации деятельности НСЛБ 1 июля 1935 г. в Берлине был наряду с Байройтом открыт второй имперский штаб НСЛБ[165], однако практика опять оказалась неудачной и была прекращена 27 ноября того же года[166]. В сферу ее деятельности входило осуществление роспуска учительских объединений, разработка профессиональной ориентированной структуры организации, составление единой имперской картотеки членов НСЛБ и издание центрального органа НСЛБ "Имперской газеты немецких воспитателей"[167]. Руководителем представительства в Берлине был назначен д-р Саблотни. Штат, находившийся в его распоряжении, был не велик- за внешние связи отвечал учитель народной школы Бок, за организационные вопросы - д-р Фаульхабер, за вопросы прессы и пропаганды - Гёринг. В первую очередь это произошло благодаря тому, что реальные рычаги управления НСЛБ находились только у имперского руководителя - Шемма и управляющего делами НСЛБ - Макса Кольба[168]. Местные организации подчинялись лишь распоряжениям "партийной метрополии" НСЛБ, которая с 1927 г. располагалась в Байройте. Имперский руководитель НСЛБ, чья компетенция четко никогда не была прописана, опирался в своей деятельности на функционеров в гау. Ими стали гау-старосты НСЛБ, которые назначались руководителями гау[169]. В задачи гау-старост входило назначение референтов по той или иной сфере деятельности. Они совместно разрабатывали "рабочие основания" для различных рабочих групп НСЛБ, которые после утверждения в имперском руководстве ложились в основу работы с учителями различных типов школ. Это должно было способствовать воплощению на практике теоретических установок национал- социалистического воспитания. Показательна переписка гау-старост с имперским руководством по поводу их статуса, который так и не был четко определен[170]. Чтобы более полно воплотить в жизнь национал- социалистические идеи воспитания Шемм, пошел на создание на уровне округов и гау определенных групп из учителей различных типов школ, которые получили название "специализаций"[171]. Первый план формирования специализаций был сформулирован еще в апреле 1933 г., но тогда он не имел обязательного характера для всех подразделений НСЛБ, поскольку тогда еще не была проведена до конца унификация остальных учительских организаций[172]. Большие надежды по расширению НСЛБ и деятельности Шемм начал связывать со специализациями летом 1933 г., о чем и заявил на Магдебургском съезде. В гау высказывались различные точки зрения на создание этих специализаций. За образцы будущего деления НСЛБ были взяты примеры специализаций, разработанные в Саксонии и Бадене. В баденском варианте выделялось четыре группы "специализаций": 1) для учителей народных и средних школ; 2) для учителей профессиональных и технических школ; 3) для учителей старших школ; 4)для преподавателей высших учебных заведений. В Саксонском варианте еще предусматривалась специализация для преподавателей церковных учебных заведений. На основании этого 15 июня 1933 г. Шемм подписывает указ о выделении следующих специализаций: I - преподаватели высших учебных заведений; II - учителя и сотрудники старших школ; III - учителя профессиональных и технических школ; IV - учителя народных, средних школ и особых учебных заведений; V - воспитатели и учителя, работающие в сфере искусства; VI - спортивные воспитатели и учителя физкультуры; VII - воспитатели, не имющие четкого статуса, так называемые "свободные воспитатели"; VIII - ученые и научные исследователи , не преподающие в высших учебных заведениях[173]. В каждой из выше перечисленных специализаций выделялись рабочие группы, как, например, группа учителей средних школ специализации IV. Вопреки первым проектам создания специализаций , когда данное деление предполагалось только на имперском уровне, местные организации НСЛБ настояли на идентичном организационном строении[174]. Но даже и при этом четком делении НСЛБ сохранялась необходимость уточнить не только специализацию , но и область деятельности того или иного учителя. Это произошло в 1934 г. , когда Шемм выделил 12 областей деятельности НСЛБ: a) философия, психология и педагогика; b) воспитание в сфере искусства; c) физическое воспитание; d) сельские школьные дома; e) стенография и машинопись; f) письменные предметы; g) образование учителей; h) география; i) расовые вопросы; k) общее молодежное воспитание; l) обучение; m) общее женское воспитание. Таким образом, каждый учитель оказывался не только в конкретной специализации, но за ним был закреплена и определенная область деятельности, что выражалось в четком номере . Так например, преподаватели географии в высших учебных заведениях шли под литерой - I h, а учителя, освещавшие в средней школе вопросы расовой гигиены - под литерой - IV i[175]. Рассматривая унификацию школы и ее отдельные аспекты, нельзя согласиться с традиционным представлением о том, что это единый внутриполитический процесс, который проходил в первые годы национал- социалистической диктатуры. На примере выше изложенного материала четко видно, что под понятием "унификации" были объединены различные процессы, для которых общим являлось только стремление нацификации и централизации различных областей жизни. Даже в самой унификации школы можно выделить несколько различных процессов, которые отличались не столько по методам их осуществления, сколько по времени их осуществления. Так унификация учительских объединений произошла в предельно сжатые сроки: к весне 1933 г. произошла "очистка" учительских объединений от "политически неблагонадежных" и роспуск левых союзов, летом 1933 г. начинается роспуск и вливания учительских организаций в состав НСЛБ, в концу 1933 г. большая часть организаций учителей уже контролировалась национал-социалистами и руководством НСЛБ. В то же время "очистка" школ от неблагонадежных преподавателей длилась фактически до 1934 г. Нацификация как составная часть унификации затянулась до 1935 г. Централизация коснулась только школьного управления, но не самой школьной системы. Все это позволяет рассматривать унификацию школы и унификацию учительских объединений как два различных процесса, объединенных одним понятием и методами. В итоге к середине 1937 г. в национал- социалистическом государстве назрела необходимость проведения изменений в сфере школьного образования, что было вызвано прежде всего незаконченной унификацией и фактическим отсутствием до этого момента четкой системы социализации молодежи в Третьем Рейхе. -------------------------------------------------------------------------------- [1] Das Deutsche Führerlexikon. Berlin. 1934. s.135 [2] ZBL.1933.s.181 [3] Reichzeitung Deutscher Erzieher. 1936. s. 24 [4][4] Das Deutsche Führerlexikon. S. 415 [5] Das Deutsche Führerlexikon.s.198 [6] Das Deutsche Führerlexikon.s.511 [7] Die neuen Männer. Berlin. 1933.s.54 [8] DHSch.1934.s.267. [9] Die neuen Männer. Berlin. 1933.s.72 [10] Eilers,Rolf. S.67 [11] MBl. 1936. s.18 [12] ABl .1933. s.18 [13] ABl .1933. s.36 [14] ABl .1933. s.23 [15] Eilers,Rolf. S.70 [16] ZBl.1930.s.95 [17] Zbl. 1932.s. 89 [18] RGBl. 1933. s. 175 [19] Keim, Wolfgang. S.76 [20] ZBL. 1933.s. 128 [21] Keim, Wolfgang. S.78 [22] ZBl.1933.s. 326 [23] Keim, Wolfgang. S.82 [24] Во время Второй мировой войны Майнсхаузер был бургомистром стратегически важного города Гёрлица, где он отдал приказ о массовой казни заключенных. После войны он был арестован и казнен в 1948 г. [25] Keim, Wolfgang. S.92 [26] Haubfleich, Dietmar. Die Schulfarm Insel Scharfenberg in der NS -Zeit // Weimarer Versichts- und Reformschulen an Übergang zur NS-Zeit. Hamburg.1994. s. 84 [27] Haubfleich, Dietmar. Die Schulfarm Insel Scharfenberg in der NS -Zeit .s 87. [28] Haubfleich, Dietmar. Die Schulfarm Insel Scharfenberg in der NS -Zeits. 90 [29] Haubfleich, Dietmar. Die Schulfarm Insel Scharfenberg in der NS -Zeit.s.92 [30] Haubfleich, Dietmar. Die Schulfarm Insel Scharfenberg in der NS -Zeit.s.96 [31] VB.22.02.1933 [32] Keim, Wolfgang. S.86 [33] Walk, Joseph. Jüdische Schule und Erziehung im Dritten Reich/ Joseph Walk . - Frankfurt am Main : Hain , 1991 . - 371 S. [34]Die Verfassung des Deutschen Reiches vom 11. August 1919: mit d. wichtigsten Nebengesetzen ; Textausg. mit Einf. u. Sachverz. . - 5., durchges. u. verm. Aufl . - Muenchen : Beck , 1928 . - VIII, S.142 -150 [35] Die Verfassung des Deutschen Reiches vom 11. August 1919 s. 143 [36] Die Verfassung des Deutschen Reiches vom 11. August 1919.s 145 [37] Die Verfassung des Deutschen Reiches vom 11. August 1919 .s. 146 [38] Die Verfassung des Deutschen Reiches vom 11. August 1919 .s. 144 [39] Die Verfassung des Deutschen Reiches vom 11. August 1919 .s. 148 [40] Die Verfassung des Deutschen Reiches vom 11. August 1919 .s. 149 [41] Walk, Joseph. Jüdische Schule und Erziehung im Dritten Reich .s. 47 [42] ZBl. 1933.s.138 [43] ZBl. 1933.s.176 [44] ZBl. 1934.s.105 [45] ZBl. 1934.s.127 [46] ZBl. 1934.s.388 [47] ZBl. 1934.s.265 [48] Dokumente der deutschen Politik (hrsg. Von Paul Meier - Benneckenstein). Bd.3.Berlin. 1937.s.152 [49] StABi SVA 329 [50] ABL . 1936.s.391 [51] Abl. 1937. s.39 [52] Abl.1938.s. 520. [53] RGBL. 1935.s.1333 [54] Nationalsozialismus und Schule: amtliche Erlasse und Richtlinien 1933 - 1945 / hrsg. u. eingeleitet von Renate Fricke-Finkelnburg . - Opladen : Leske + Budrich , 1989 . S.271 [55] Keim, Wolfgang. S.87 [56] Eilers,Rolf. S.115 [57] Amtsleitung des NSLB. Bayroth.1936.s.3 [58] Usadel, Georg .Wissen, Erziehung, Schule / Georg Usadel . - Dortmund : Cruewell ; Muenchen : Dt. Volksverl. , 1938 . 36 S. [59] Tietjen, Claus Hinrich. Erziehung zum deutschen Menschen / von Claus Hinrich Tietjen . - Leipzig : Armanen-Verl. , 1933 . 152 S. [60] Erziehung und Unterricht in der Volkschule.Berlin.1939.s.7 [61] Erziehung und Unterricht in der Volkschule.Berlin.1939.s.8 [62] Die Deutsche Hauptschule. 1942. s. 19 [63] Bestimmungen über Erziehung und Uterricht in der Mittelschule. Berlin.1939.s.6 [64] Der deutsche Volksschullehrer : Handbuch des Volksschul- und -lehrerrechts nebst den schul- und lehrerrechtlichen Bestimmungen für die neuen Reichsgebiete und den Vorschriften aus Anlaß der Reichsverteidigung / nach amtl. Quellen bearb. u. hrsg. von A. Kluger . - Berlin Bd.1 (1944). S. 169 [65] "Wie Jungen tragen die Fahne" - nationalsozialistische Morgenfeiern der Adolf-Hitler-Volksschule Stettin, hrsg. Von Krebs. Stettin. 1939.s. 4 [66] "Wie Jungen tragen die Fahne".s.5 [67] "Wie Jungen tragen die Fahne".s.7 [68] "Wie Jungen tragen die Fahne".s.8 [69] "Wie Jungen tragen die Fahne".s.9 [70] Eilers,Rolf. S.110 [71] Eilers,Rolf. S .118 [72] Schaler,H.Die Schule im Staate Adolf Hitler. Eine völkische Grundlegung. Breslau. 1935.s.98. [73] Schaler,H.Die Schule im Staate Adolf Hitler.s.99 [74] Mertens, Albert.Schullager und Lagerserzeihung.Dortmud-Bresslau. 1937.s.2 [75] Mertens, Albert.Schullager und Lagerserzeihung.s.3. [76] Lingelbach, Karl Christoph. Erziehung und Erziehungstheorien im nationalsozialistischen Deutschland : Urspruenge u. Wandlungen d. 1933 - 1945 in Deutschland vorherrschenden erziehungstheoretischen Stroemungen ; ihre politischen Funktionen u. ihr Verhaeltnis zur ausserschulischen Erziehungspraxis d. "Dritten Reiches" / Karl Christoph Lingelbach . - Ueberarb. Zweitausgabe mit 3 neueren Studien und einem Diskussionsbericht . - Frankfurt a. M. : dipa-Verl. , 1970 . S 130 [77] Bestimmungen über Erziehung und Uterricht in der Mittelschule. Berlin.1939.s.6 [78] Bestimmungen über Erziehung und Uterricht in der Mittelschule. Berlin.1939.s.8 [79] Nationalsizialistische Lehrergänge für Schuler. Frankfurt am Mein. 1935.s.174 [80] Nationalsizialistische Lehrergänge für Schuler.s.175 [81] Eilers,Rolf. S.40 [82] Nationalsizialistische Lehrergänge für Schuler.s.175 [83] Nationalsizialistische Lehrergänge für Schuler.s.4 [84] Nationalsizialistische Lehrergänge für Schuler.s.7 [85] Nationalsizialistische Lehrergänge für Schuler.s.102 [86] Eilers,Rolf. S.42 [87] Eilers,Rolf. S.44 [88] Nationalsizialistische Lehrergänge für Schuler.s.126 [89] Nationalsizialistische Lehrergänge für Schuler.s.139 [90] Nationalsizialistische Lehrergänge für Schuler.s.134 [91] Nationalsizialistische Lehrergänge für Schuler.s.203 [92] Eilers,Rolf. S.9 [93] IZE.1935.s.369 [94] Eilers,Rolf. S.25 [95] Eilers,Rolf. S.27 [96] Eilers,Rolf. S.26. [97] Eilers,Rolf. S.25. [98] Eilers,Rolf. S.28. [99] Zbl.1934.s.327 [100] Eilers,Rolf. S.75. [101] Eilers,Rolf. S.85 [102] ZBL.1933.s.65 [103] VB.03.06.1935 [104] Eilers,Rolf. S.86. [105] WuSch.1937.s.304 [106] Eilers,Rolf. S.86 [107] Eilers,Rolf. S.87 [108] WuSch.1937.s.304 [109] Eilers,Rolf. S.88 [110] Das Deutsche Führerlexikon. Berlin. 1934. s.135 [111] Feiten, Willi. Der Nationalsozialistische Lehrerbund : Entwicklung und Organisation ; ein Beitrag zum Aufbau und zur Organisationsstruktur des nationalsozialistischen Herrschaftssystems / Willi Feiten . - Weinheim [u.a.] : Beltz , 1981 . S.55. [112] Feiten, Willi. Der Nationalsozialistische Lehrerbund.s.56 [113] Reichzeitung der deutschen Erziehrs. 1933.s.13 [114] Die Erziehung.1934.s.234. [115] Feiten, Willi. Der Nationalsozialistische Lehrerbund.s.56 [116] Herrman. Zehn Jahre NSLB. München.1939.s.9 [117] Küppers, Heinrich. Zum Gleichaltungprozeß der öffentlich organisirten Erziehung in der Jahren 1933-1934. Konkurirende Kräfte un politische Schicksal der Lehrerverbande // Erziehung und Schulung im Dritten Reich/ hrsg. von Manfred Heinemann . - Stuttgart : Klett-Cotta Erschienen: Bd. 2 .Hochschule, Erwachsenenbildung. - 1. Aufl. - 1980. S. 215 [118] Küppers, Heinrich. Zum Gleichaltungprozeß der öffentlich organisirten Erziehung in der Jahren 1933-1934. Konkurirende Kräfte un politische Schicksal der Lehrerverbande .s.216 [119] Reichzeitung der deutscher Erziehrs.1936.s23 [120] Herrman. Zehn Jahre NSLB. München.1939.s.16 [121] Reichzeitung der deutscher Erziehrs.Januar.1936.s23 [122]Feiten, Willi. Der Nationalsozialistische Lehrerbunds.57 [123] Brost, Otto. Schulung des Erziehrs im nationalsozialistischen Staat. Esslingen o. Nr. 1934.s.62 [124] Lehrewr und Schuler unterm Nakenkreuz . s 42 [125] Krieck, Ernst. Nationalpolitische Erziehung / von Ernst Krieck . - 2. Aufl., 4. - 6. Tsd. . - Leipzig : Armanen-Verl. , 1932 . - 186 S. [126] Feiten, Willi. Der Nationalsozialistische Lehrerbund s.57 [127] Reichzeitung der deutscher Erziehrs.Jini.1933.s13 [128] Nationalsozialistische Lehrerzeitung. 1933.s.2 [129] Nationalsozialistische Lehrerzeitung. 1933.s.13 [130] Reichzeitung der deutscher Erziehrs.1934.November.s 17 [131] Katholische Lehrerzeitung 1933, № 13.s.119 [132] Katholische Lehrerzeitung 1933, № 13.s.119 [133] Feiten, Willi. Der Nationalsozialistische Lehrerbund .s.59 [134] Deutschen Philologenblatt. 1933.s.197 [135] Feiten, Willi. Der Nationalsozialistische Lehrerbund s.60 [136] Feiten, Willi. Der Nationalsozialistische Lehrerbund s.61 [137] Katholische Lehrerzeitung 1933, № 13.s.113 [138] Feiten, Willi. Der Nationalsozialistische Lehrerbund s.65 [139] Feiten, Willi. Der Nationalsozialistische Lehrerbund.s.66 [140] Katholische Lehrerzeitung 1933, № 9.s.77 [141] Reichzeitung der deutscher Erziehrs.1933. Juli..s. 6 [142] Nationalsozialistische Lehrerzeitung. 1933.s.2 [143] Allgemeinen Deutschen Lehrerzeitung. 1933.s.2 [144] Feiten, Willi. Der Nationalsozialistische Lehrerbund s.71 [145] Feiten, Willi. Der Nationalsozialistische Lehrerbund .s.73 [146] Pädagogische Post.1933.s.335. [147] Feiten, Willi. Der Nationalsozialistische Lehrerbund .s. 69 [148] Feiten, Willi. Der Nationalsozialistische Lehrerbund .s.70 [149] Reichzeitung der deutscher Erziehrs.Juli.1933.s .5 [150] Küppers, Heinrich. Der Katholische Lehrerverband in der Übergangzeit von der Weimarer Republik zur Hitker-Diktatur. Meinz.1975.s.146 [151] Feiten, Willi. Der Nationalsozialistische Lehrerbund .s74 [152] Mehzehl, Willi. 100 Jahre Deutscher Lehrerverein, zugleich Beitrag zur Geschichte deutsche Volksschule. Essen.1964.s.63 [153] Die Erziehung. 1934.s.223 [154] Die Erziehung. 1934.s.234 [155] Eilers, Rolf. Die nationalsozialistische Schulpolitik : e. Studie zur Funktion d. Erziehung im totalitaeren Staat . - Koeln : Westdt. Verl. , 1963 . s.78 [156] Reichzeitung der deutscher Erziehrs.Juli.1933.s.8 [157] Feiten, Willi. Der Nationalsozialistische Lehrerbund .s61-62 [158] Hamburger, Franz. Lehrer zwischen Kaiser und Fuehrer : d. Dt. Philologenverband in d. Weimarer Republik ; e. Unters. zur Sozialge schichte d. Lehrerorganisation , 1974 . -s.309 [159] Hamburger, Franz. Lehrer zwischen Kaiser und Fuehrer, s.310 [160] Hamburger, Franz. Lehrer zwischen Kaiser und Fuehrer.s.311 [161] Feiten, Willi. Der Nationalsozialistische Lehrerbund .s.76 [162] Feiten, Willi. Der Nationalsozialistische Lehrerbund .s .78 [163] Brost, Otto. Schulung des Erziehrs im nationalsozialistischen Staat. Esslingen o. Nr. 1934.s.65 [164] Die Erziehung. 1934.s.234 [165] Feiten, Willi. Der Nationalsozialistische Lehrerbund .s. 79 [166] Lächmüller, Benedikt. Hans Schemm. Bd II. S.443. [167] Reichzeitung der deutscher Erziehrs.Juli.1933.s.13 [168] Reichzeitung der deutscher Erziehrs.Dezember.1933.s.19 [169] Reichzeitung der deutscher Erziehrs.Februar.1934.s.18 [170] Feiten, Willi. Der Nationalsozialistische Lehrerbund .s 71 [171] Reichzeitung der deutscher Erziehrs.Juli.1933.s.13 [172] Reichzeitung der deutscher Erziehrs.Juli.1933.s.13 [173] Reichzeitung der deutscher Erziehrs.Dezember.1933.s.19 [174] Allgemeinen Deutschen Lehrerzeitung. 1933.s.878 [175] Herrman. Zehn Jahre NSLB. München.1939.s.405