NaziReich.net - Исторический интернет- проект о Третьем Рейхе и национал-социализме в Германии в 1933-1945 годах.
Главная Контакты Карта сайта
23.08.2017 г.
 

Деятельность Национал- социалистического союза учителей и ликвидация учительских объединений

Подобно каждой тоталитарной системе национал-социализм должен был еще до прихода к власти по возможности оказывать влияние на ряд общественных групп, чтобы рекрутировать из них функционеров и активистов. Ганс Шемм, с именем которого связана унификация учительских объединений, возникновение и развитие Национал- социалистического союза учителей, родился 18 октября 1891 г. в Байройте в семье ремесленника[1]. После окончания школы Шемм выбирает себе профессию учителя - в 1910 г. он сдает учительские квалификационные экзамены и начинает свою деятельность в сельской школе. С началом мировой войны он поступает в медико-санитарную службу. За несколько недель до окончания войны он был демобилизирован из-за заболевания туберкулезом. Шемм возвращается в родной город, где снова начинает преподавать в школе Св. Георга[2]. Во время революции он вступает в добровольческий корпус Эппа и возвращается в школу лишь в мае 1919 г. В 1920 г. переходит работать в бактериологический институт [3]. В 1922 г. он впервые сталкивается с НСДАП, вступает в партию и сразу же становится редактором местного партийного листка[4]. В марте 1923 г. Шемм предпринимает серию публичных выступлений, посвященных расовому вопросу[5]. Зарекомендовав себя одаренным пропагандистом и организатором, в 1924 г. он становится местным руководителем партийной группы в Байройте, с этого момента он посвящает больше времени партийной работе нежели преподаванию[6]. На втором имперском съезде НСДАП 3-4 июля 1926 г. в Веймаре было собрано особое заседание учителей, на котором Шемм обрисовал положение по различным воспитательно-теоретическим проблемам. С определенной уверенностью можно рассматривать эту встречу как первый шаг Шемма к созданию НСЛБ. На протяжении 1926/1927 гг. Шемм пользовался любой возможностью укрепить связи со своими коллегами, которые проявляли недовольство Веймарской республикой. НСЛБ был основан 21 апреля 1929 г. [7].Это произошло во дворе гостиничного комплекса "Хофеблюте". За восемь дней до этого из Байрота Шемм разослал письменные приглашения , которые начинались следующими словами " Национал-социалистические учителя гау Верхняя Франкония, Саксония, Тюрингия, Средняя Франкония, Нижняя Франкония и Оберпфальц" приглашались "обсудить мерорпиятия, которые смогли бы снять обеспокоенность, что молодежь, вверенная немецким учителям, погружается в пучину интернационализма, пацифизма и демократии". Это собрание, как отмечалось в приглашении, должно было " в рамках немецкого учительства создать активную кадровую группу,… которая бы способствовала возрождению немецкого народа"[8]. Каждому приглашенному предлагалось обдумать платформу " для создания нового, третьего Рейха". На учредителььном собрании присутствовало 50 человек - 48 мужчин и 2 женщины. Если посмотреть на их социальный состав, то 25 из них были учителями, 4 - работниками школьных советов, 2 - вспомогательные учителя, 1 - помощник учителя, 6 главных учителей, 3 - старших учителя, 2- советника по вопросам учебы, 1- учебный ассесор, 1- главный редактор учительской газеты, 2 - технических редактора и один человек без определенной профессии. В своей речи Шемм отметил, что речь прежде всего идет не о выражении интересов уже существующих организаций, а о создании принципиально новой организации , которая была бы ориентирована прежде всего на способствование завоевания политической власти. Некоторое время спустя , на имперском съезде 1-4 августа 1929 г. уже присутствовала делегация от новой организации. А осенью 1929 г. Гитлер провозгласил НСЛБ как самостоятельное подразделение НСДАП, а Шемма произвел в ранг "имперского руководителя"[9]. Дальнейшая деятельность НСЛБ проходила в двух направлениях : организационном и пропагандистском. После съезда в Нюрнберге проявились новые существенные моменты в деятельности этой организации. Прежде всего, число членов организации выросло почти в 200 раз и продолжало расти от собрания к собранию[10]. 1-2 марта 1930 г. в Плауэне состоялась крупная встреча функционеров НСЛБ[11], после чего произошло еще две- 13 июля в Йене, и 27 декабря - в Байройте в штаб-квартире "Черная роза"[12]. Результатом этих мероприятий стал курс НСЛБ на организационное расширение. Возникающие по всей Германии группы и структуры НСЛБ замыкались в своей деятельности непосредственно на имперское руководство союза. Все импульсы, пропагандистские акции и организационные мероприятия исходили в первую очередь от самого имперского рукводства, на местах же не проявлялось никакой инициативы. Главным занятием местных групп в тот период было собирание статей и работ по педагогике, ориентируя и интерпритируя их на национал-социалистическое мировоззрение[13]. В 1930 г. НСЛБ принимает первую официальную программу, аналогичную во многом программе НСЛБ: 1. Бескомпромиссная борьба в рамках общей организации НСДАП с целью завоевания политической власти в Немецком Рейхе и землях. 2. Мировоззренческое образование в духе национал- социалистической идеи в воспитательной, культурной, религиозной областях и сфере искусства. 3. Разработка организационных и персональных основ деятельности как в рейхе в целом, так и в землях , в частности, чтобы подвести базу и быть готовыми к развитию упомянутых выше областей. 4. Борьба за академическое образование учителей. 5. Борьба против либеральных, марксистских и демократических объединений учителей… 6. Борьба против культурного большевизма на широкой основе во всех областях жизни. 7. Вовлечение всех верующих обоих конфессий в рабочие структуры внутри НСЛБ и острая борьба против космополитических тенденций Центра и Баварской народной партии[14]. С 1930 г. идет активное расширение местных организаций НСЛБ. В январе 1931 г. Шемм основал организацию НСЛБ в гау Шлезин, в которую по его словам вошло 2 тыс. человек. 16 января того же года организация НСЛБ создается в Гамбурге. 6 февраля 1931 г. проходит массовое собрание НСЛБ в Брауншвейге. 10 февраля состоялся учительский съезд НСЛБ в Бремене, в котором приняли участие 4 тысячи человек. 24 февраля проходит местная конференция в Дрездене, а 26 февраля - в Нюрнберге. Когда НСЛБ смогло обосноваться в оплоте католической партии центра - Рейнской области и Вестфалии ( это произошло в 1932 г.), собрания членов НСЛБ в центральной Германии достигали уровня демонстраций. Этот период обозначил существенный численный рост НСЛБ. Уже 5 февраля 1932 г. на собрании Берлинской организации НСЛБ Шемм выступал перед 3000 участниками, а в первом Имперском съезде НСЛБ, который состоялся там же 2-4 апреля того же года, приняло участие около 22 тысячи человек. Но справедливости ради надо заметить, что во всех вышеперечисленных мероприятиях принимали участие не только учителя, но и члены других подразделений НСДАП, для которых присутствие на этих мероприятиях было обязательным( в действительности к концу 1932 г. НСЛБ, конечно, вырвалось в число крупнейших учительских объединений Германии, но его реальная численность не превышала 6 тысяч человек[15]) . На первом съезде выступал Эрнст Крик, чья книга "Национально-политическое воспитание" только что появилась[16]. Этот первый съезд НСЛБ прошел под лозунгом "Песталоцци, Фихте, Гитлер", которые были обозначены как три величайшие воспитателя немецкой нации. С 30 января 1933 г. для НСЛБ наступила новая фаза развития, которая знаменовалась проведением в жизнь национал- социалистической теории воспитания. Первые месяцы 1933 г. прошли для НСЛБ под знаком усиления политической активности, которая прежде всего была нацелена (в соостветсвии с парамилитаристскими речевыми оборотами того времени) на формирование нового "воспитательного корупуса" [17] . Это привело к обострению отношений с существующими учительскими объединениями. Представления Шемма базировались на идее подчинения национал-социалистическому мировоззрению всех групп учителей и воспитателей, начиная от детского сада , заканчивая университетами[18]. Отдельные учителя , по словам Шемма, должны были руководствоваться только одним императивом : "Для твоего народа ты должен быть немецким учителем"[19]. Обращаясь к немецким учителям зарубежья в марте 1933 г., он произнес такие слова : "как внутри Рейха, так и во вне идет борьба за немецкого человека и его жизненное пространство. Здесь, в этой борьбе, учителям и воспитателям отводится особая и высокая задача- быть верными немецкой сущности, формировать душу немецкого человека и сохранять в чистоте немецкий народ и немецкое образование, охраняя их от вредного влияния"[20]. После имперского съезда НСЛБ в Берлинском Дворце Спорта Шемм почти сразу же организует конференцию НСЛБ, которая прошла 8-9 апреля 1933 г. в зале заседаний Лейпцигского зоопарка, на котором была достигнута договоренность между функционерами НСБЛ и представителями учительских союзов о мерах по унификации. В итоге была принята резолюция под названием "НСЛБ, его основание, его действия и рост, его значение и первые школьно-политические мероприятия после прихода к власти"[21]. На мероприятии в Лейпциге присутствовало 3500 учителей[22]. Показательно, что католические объединения учителей не были приглашены[23]. В результате НСЛБ выпустило обращение о намерении создать единое Немецкое общество воспитания, которое по мнению Шемма должно было руководить НСЛБ[24]. Правда, ни Шеммом, ни другими функционерами Союза не была разработана структура этой новой организации. Вообще на концепции создания Немецкого воспитательного общества весьма существенно отразилось то, что для НСЛБ была характерна - особенно в период возникновения и развития - бессистемность действий. Тогда же Шемм заявил, что позже различные учительские союзы смогут вступить в НСЛБ[25]. С этим по началу оказался не согласен ряд представителей, приглашенных на это заседание. То, как Шемм представлял создание Немецкого воспитательного общества и роспуск, либо переход старых союзов в НСЛБ было изложено в предписании , которое Шемм издал еще 30 марта 1933 г. и огласил в Лейпциге[26]. В нем были изложены конкретные организационные меры: 1. Цель - создание единого Немецкого воспитательного общества на основе христианства, сознательного национального воспитания и создающегося народного сообщества. 2. Носителем этой организации возможна только идея, которая исторически … воплотилась в НСЛБ. Поэтому он является единственным представителем немецких учителей. 3. Практическое осуществление этой цели выражается в двойной задаче: - искоренение укрепившихся в существующих учительских объединениях марксистских, либеральных и чисто интеллектуальных устремлений; - полная деполитизация существующих организаций учителей через устранение их от … культурно-политической деятельности. 4. Передача собственных задач учительских объединений центральному руководству НСЛБ, которое законодательно и профессионально выражает организационные основы учительства. 5. Для учительской прессы выявляется необходимость переформирования в духе унификации и экономии. В редакциях учительских газет необходимо соблюдать, чтобы руководство ими перешло к личностям, чьей гарантией служит преданность государству, и чтобы вновь не было возвращение прошлых тенденций. 6. Гарантии так же усиливаются еще тем, что национал- социалистическая учительская газета[27] как центральный орган единой воспитательной организации заняла место Всеобщей немецкой учительской газеты. Ее название будет оглашено позже . Этот печатный орган является направляющим для всех немецких учительских газет. 7. Целью организации является формирование НСЛБ представительства учителей всех типов школ, что позволяет через новое сообщество проводить единую воспитательную работу[28]. События в Лейпциге Шемм охарактеризовал как "Потсдам немецкого воспитания"[29] ( подобно "Дню Потсдама" , который должен был символизировать новую Германию. Шемм хотел зафиксировать в Лейпциге "единый немецкий воспитательный фронт"). Лейпцигское собрание ознаменовало определенный успех НСЛБ в унификации "старых" учительских объединений. Несколько дней спустя после этого форума, 12 апреля 1933 г., в Шнейдельмюлле произошло совещание ряда учительских объединений, которые поставили своей ближайшей задачей создание единой немецкой воспитательной организации[30]. Шемм надеялся, что после такой акции унификация союзов будет более достижимой целью, тем более, что в адрес НСЛБ уже поступали многочисленные заявления верности выбранному курсу[31] . Во многом этот успех был заложен позицией, которую занимал Шемм , а вместе с ним и НСЛБ - позицией национальной надконфессиональности[32]. Для начала унификации в 1933 г. Шемм сформулировал определенный лозунг : "Нашу религию зовут Христос, нашу политику зовут Германия"[33]. Шемму казалось, что в ближайшее время после Лейпцигского конгресса ему удастся объединить все организации и завершить унификацию в своей сфере. Тем более, уже 22 апреля в Берлине состоялась встреча земельных председателей Всеобщего немецкого учительского объединения, на котором было принято решение о присоединении к НСЛБ[34]. Несколькими днями позже - 25 апреля 1933 г. состоялась конференция Баварского учительского союза, который входил коллективным членом во Всеобщее немецкое учительское объединение и осуществлял свою деятельность в основном в Мюнхене. Под впечатлением обращения Шемма к учительским союзам от 31 марта 1933 г. данным объединением была создана пятисторонняя комиссия ( в нее вошли наиболее значимые баварские деятели образования - Келлерманн, Момбар, Маршинг, Нель, Бауэр), которая по итогам своей деятельности "ходатайствовала" перед Шеммом о вступлении в НСЛБ[35]. Для оказания влияния на католические учительские организации Шемм возлагал большие надежды на фигуру Георга Альберткирхингера , председателя Баварского католического союза учителей, члена НСЛБ. Шемм в своем письме от 29 апреля 1933 г. предлагал Альберткирхингеру " переговоры с католическими учительскими союзами с целью унификации их"[36]. Первые переговоры с правлением Католического объединения учителей и Союзом католических учителей проходили с определенными трудностями. В итоге католические организации так и не вступили в НСЛБ, но зато создали Общество католических немецких воспитателей[37]. Вопреки позиции Шемма, который считал эти переговоры неудачными , Альберткирхингер придерживался другой точки зрения. По его мнению, объединение этих двух католических организаций , напротив, усиливает позиции НСЛБ в плане их унификации - теперь не было необходимости вести сепаратные переговоры с руководством этих организаций [38]. Вопреки напыщенным ожиданиям Альберткирхингера, который во время переговоров поддерживал тесные связи с Шеммом, они оказались не только первыми но и единственными. После учредительного собрания Общества католических немецких воспитателей, которое состоялось 6 июня в Доме немецкого союза в Берлине, в Шарлотенбурге , контакты между созданной организацией и НСЛБ существенно сократились[39]. В результате этого Шемм уже 8 июня 1933 г. созывает второй форум НСЛБ в Магдебурге, единственной целью которого было намерение уничтожить создавшуюся коалицию католических организаций. Прошедшие два месяца со времени Лейпцигского съезда Шемм характеризовал следующим образом: "Эти чудесные переживания последних двух месяцев, это почти ежедневное поступление заявлений, заверений преданности и клятв сотрудничества в духе национал- социалистической революции, это исповедание богатства мыслей нашего Адольфа Гитлера, ритма нового времени в политическом, хозяйственном, культурном и религиозном отношении"[40]. Провозглашенная в Лейпциге старыми учительскими объединениями готовность к физическому вливанию в НСЛБ, в Магдебурге, который Шемм провозгласил "Потсдамом немецкого учительства"[41], должна была быть окончательно зафиксирована до начала знаменитых национал- социалистических празднеств. К началу Магдебургского съезда НСЛБ данная организация уже насчитывала 120 тысяч членов ( стоит заметить, что в конце 1932 г. его реальная численность едва ли превышала 6 тысяч человек , то есть всего за несколько месяцев количество членов выросло приблизительно в 20 раз)[42]. Стоит также отметить, что буквально накануне Магдебургского съезда Шемм предпринял ряд решительных шагов, в том числе он смог получить пост председателя крупнейшего учительского союза - Всеобщего немецкого учительского объединения, которое на тот момент насчитывало порядка 150 тысяч членов[43] . Таким образом, на данном мероприятии Шемм присутствовал не только как имперский руководитель НСЛБ, но и как председатель Всеобщего немецкого учительского объединения. Этот шаг со стороны правления Всеобщего немецкого учительского объединения можно объяснить только тем, что оно намеревалось таким образом сохранить определенную самостоятельность и играть значительную роль в сфере воспитания детей в народных школах. Работа Магдебургского съезда закончилась национал- социалистическим "освящением" трех знамен НСЛБ и подтверждением переговоров о вхождении в НСЛБ. Последние, проходившие в городском зале, длились более двух часов, в ходе которых представители 49 имперских общегерманских и 111 местных учительских организаций единогласно приняли решение о вступлении в НСЛБ[44]. Итоговый документ под названием "Учредительное собрание немецкой общевоспитательной организации под руководством НСЛБ" был использован так же как поздравительный адрес для Гитлера[45]. Однако подписавшие этот документ представители учительских объединений и союзов были не председателями правления, а лишь уполномоченными представителями. Из этого отнюдь не следует, что правление объединений не было знакомо с ним, но тем не менее демонстрирует определенную степень скептицизма и недоверия к проводимой политике унификации[46]. Текст этого документа, опубликованный уже за подписью Шемма, гласил : "Поскольку более половины немецких воспитателей состоят членами в Национал- социалистическом союзе учителей" существующие учительские союзы провозглашают следующее: 1. Поставившие свои подписи и печати союзы присоединяются как правомочные объединения к немецкой общевоспитательной организации (НСЛБ); 2. Они готовы участвовать в работе во всех структурах немецкого воспитания; 3. Они в дальнейшем готовы ежемесячно переводить имперскому руководству немецкой общевоспитательной организации все членские взносы, уплачивающиеся их членами; 4. Председатели и правление этих организаций присоединяются к НСЛБ , как физические члены; 5. Точное определение организационных и хозяйственных мероприятий руководство НСЛБ оставляет за собой[47]. Значение Магдебургского соглашения состояло не только в принципиальном укреплении выгодных для НСЛБ позиций, но и в том, что подписавшие его учительские организации полностью не осознавали их важности. Среди ряда организаций и части учительства под впечатлением этого соглашения сложилось мнение, что старые союзы продолжают свое существование, а НСЛБ выступает только в роли координирующей организации. В связи с этим даже развернулась дискуссия о том, является ли созданное на Лейпцигском съезде Немецкое воспитательное общество идентичным НСЛБ или это новое образование, и являются ли они такими союзами как и многие остальные[48]. Дальнейшая унификация учительских объединений происходила через финансовый и организационный контроль, по сути большинство существующих организаций вошли в состав НСЛБ уже к концу 1933 г. (43 из 48 существовавших крупных учительских объединений)[49] . К декабрю 1933 г. численность НСЛБ достигла 220 тысяч человек. Оставшиеся объединения прекратили свое существование к 1935 г. Так, например, Союз филологов, который не только наиболее долго сопротивлялся унификации, но пытался создать альтернативную организацию, так называемое Немецкое воспитательное общество - 2 , прекратил свое существование на своем 14 съезде , который состоялся 14 июня 1936 в Наумбурге[50]. Несколько отдельно стоял вопрос о католических союзах учителей, которые находились под защитой статей конкордата. Их ликвидация стала возможной только в 1937 г., когда сразу же несколько структур занимались этим вопросом. На сновании закона о "Роспуске служебных объединений" от 27 мая 1937 г. католические учительские союзы прекращали свое юридическое существование, конец их фактическому существованию был положен двумя указами, вышедшими почти одновременно: 23 августа 1937г. особый указ о ликвидации католических учительских союзов издает Руст, а 25 августа подобная задача ставится Гиммлером перед гестапо. В результате НСЛБ было пополнено 20 тысячами новых членов.[51] -------------------------------------------------------------------------------- [1] Das Deutsche Führerlexikon. Berlin. 1934. s.135 [2] Feiten, Willi. Der Nationalsozialistische Lehrerbund : Entwicklung und Organisation ; ein Beitrag zum Aufbau und zur Organisationsstruktur des nationalsozialistischen Herrschaftssystems / Willi Feiten . - Weinheim [u.a.] : Beltz , 1981 . S.55. [3] Feiten, Willi. Der Nationalsozialistische Lehrerbund.s.56 [4] Reichzeitung der deutschen Erziehrs. 1933.s.13 [5] Die Erziehung.1934.s.234. [6] Feiten, Willi. Der Nationalsozialistische Lehrerbund.s.56 [7] Herrman. Zehn Jahre NSLB. München.1939.s.9 [8] Küppers, Heinrich. Zum Gleichaltungprozeß der öffentlich organisirten Erziehung in der Jahren 1933-1934. Konkurirende Kräfte un politische Schicksal der Lehrerverbande // Erziehung und Schulung im Dritten Reich/ hrsg. von Manfred Heinemann . - Stuttgart : Klett-Cotta Erschienen: Bd. 2 .Hochschule, Erwachsenenbildung. - 1. Aufl. - 1980. S. 215 [9] Küppers, Heinrich. Zum Gleichaltungprozeß der öffentlich organisirten Erziehung in der Jahren 1933-1934. Konkurirende Kräfte un politische Schicksal der Lehrerverbande .s.216 [10] Reichzeitung der deutscher Erziehrs.1936.s23 [11] Herrman. Zehn Jahre NSLB. München.1939.s.16 [12] Reichzeitung der deutscher Erziehrs.Januar.1936.s23 [13]Feiten, Willi. Der Nationalsozialistische Lehrerbunds.57 [14] Brost, Otto. Schulung des Erziehrs im nationalsozialistischen Staat. Esslingen o. Nr. 1934.s.62 [15] Lehrewr und Schuler unterm Nakenkreuz . s 42 [16] Krieck, Ernst. Nationalpolitische Erziehung / von Ernst Krieck . - 2. Aufl., 4. - 6. Tsd. . - Leipzig : Armanen-Verl. , 1932 . - 186 S. [17] Feiten, Willi. Der Nationalsozialistische Lehrerbund s.57 [18] Reichzeitung der deutscher Erziehrs.Jini.1933.s13 [19] Nationalsozialistische Lehrerzeitung. 1933.s.2 [20] Nationalsozialistische Lehrerzeitung. 1933.s.13 [21] Reichzeitung der deutscher Erziehrs.1934.November.s 17 [22] Katholische Lehrerzeitung 1933, № 13.s.119 [23] Katholische Lehrerzeitung 1933, № 13.s.119 [24] Feiten, Willi. Der Nationalsozialistische Lehrerbund .s.59 [25] Deutschen Philologenblatt. 1933.s.197 [26] Feiten, Willi. Der Nationalsozialistische Lehrerbund s.60 [27] Feiten, Willi. Der Nationalsozialistische Lehrerbund s.61 [28] Katholische Lehrerzeitung 1933, № 13.s.113 [29] Feiten, Willi. Der Nationalsozialistische Lehrerbund s.65 [30] Feiten, Willi. Der Nationalsozialistische Lehrerbund.s.66 [31] Katholische Lehrerzeitung 1933, № 9.s.77 [32] Reichzeitung der deutscher Erziehrs.1933. Juli..s. 6 [33] Nationalsozialistische Lehrerzeitung. 1933.s.2 [34] Allgemeinen Deutschen Lehrerzeitung. 1933.s.2 [35] Feiten, Willi. Der Nationalsozialistische Lehrerbund s.71 [36] Feiten, Willi. Der Nationalsozialistische Lehrerbund .s.73 [37] Pädagogische Post.1933.s.335. [38] Feiten, Willi. Der Nationalsozialistische Lehrerbund .s. 69 [39] Feiten, Willi. Der Nationalsozialistische Lehrerbund .s.70 [40] Reichzeitung der deutscher Erziehrs.Juli.1933.s .5 [41] Küppers, Heinrich. Der Katholische Lehrerverband in der Übergangzeit von der Weimarer Republik zur Hitker-Diktatur. Meinz.1975.s.146 [42] Feiten, Willi. Der Nationalsozialistische Lehrerbund .s74 [43] Mehzehl, Willi. 100 Jahre Deutscher Lehrerverein, zugleich Beitrag zur Geschichte deutsche Volksschule. Essen.1964.s.63 [44] Die Erziehung. 1934.s.223 [45] Die Erziehung. 1934.s.234 [46] Eilers, Rolf. Die nationalsozialistische Schulpolitik : e. Studie zur Funktion d. Erziehung im totalitaeren Staat . - Koeln : Westdt. Verl. , 1963 . s.78 [47] Reichzeitung der deutscher Erziehrs.Juli.1933.s.8 [48] Feiten, Willi. Der Nationalsozialistische Lehrerbund .s61-62 [49] Hamburger, Franz. Lehrer zwischen Kaiser und Fuehrer : d. Dt. Philologenverband in d. Weimarer Republik ; e. Unters. zur Sozialge schichte d. Lehrerorganisation , 1974 . -s.309 [50] Hamburger, Franz. Lehrer zwischen Kaiser und Fuehrer, s.310 [51] Hamburger, Franz. Lehrer zwischen Kaiser und Fuehrer.s.311
Также читайте: