NaziReich.net - Исторический интернет- проект о Третьем Рейхе и национал-социализме в Германии в 1933-1945 годах.
Главная Контакты Карта сайта
16.10.2019 г.
 

"Гитлерюгенд" и унификация молодёжной жизни Германии (1933-1934 г.г.)

Приход нацистов к власти 30 января 1933 года позволил "гитлерюгенду" занять новые позиции в связи со своими новыми функциями . Выбор пути "гитлергенда" должен был стать выбором всей немецкой молодёжи . После 30 января руководство "гитлерюгенда" начало предъявлять тотальные притязания на сферу работы с молодёжью . Бальдур фон Ширах по этому поводу высказался следующим образом :" Как НСДАП стала единственной партией , так и "гитлерюгенд" должен стать единственной молодёжной организацией ". А один из теоретиков деятельности этой организации писал позже по этому поводу :"Совокупность притязаний "гитлерюгенда" простиралась в 2-х направлениях - "гитлерюгнд" хотел охватить всю молодёжь и всю жизненную сферу молодой Германии". С 1933 года "гитлерюгенд" направляет свои старарния , с одной стороны на то , чтобы "поглотить" молодёжи сколько возможно , а с другой стороны ,чтобы "выключить" как можно больше молодёжных союзов и объединений , то есть стремится использовать максимальное количество образовательных функций . Со своей стороны "гитлерюгенд" рассматривал любые проявления в области молодёжной жизни ( вне родительского дома , школы и церкви ) как конкурирующие социальные институты . В их число , например , попали политические молодёжные организации , молодёжные религиозные союзы , союзные и автономные организации , ведшие спортивную и профессиональную работу в среде молодёжи . Все эти организации играли в Веймарской республике значительную роль , а их совокупность составляла 5-6 миллионов человек . 5 апреля 1933 года Бальдур фон Ширах велел подразделениям "гитлерюгенда" врасплох захватить канцелярии Государственного Комитета Немецких Молодёжных Организаций . От этой акции руководство "гитлерюгеда" получило значительные матариалы о существовании , руководстве , адресах всех остальных молодёжных организаций , что весьма способствовало политике их "выключения" . Впоследствии последний председатель Государственного Комитета генерал Фогт самовольно передал свой пост Шираху и даже поступил на службу в "гитлерюгенд"( позже его книга "Немецкая молодёжная служба" использовалась "гитлерюгендом" как учебное пособие для военно-спортивного воспитания ) . Став главой комитета , Ширах несколько дней спустя исключил из него еврейские молодёжные организации (74). Если в 1932 году "гитлерюгенд" не имел более 700 000 членов , то к концу 1934 года их число составило 3,5 миллиона членов . Этот громадный численный взлёт имел как политическую , так и воспитательную основу : - во-первых , у национал-социалистического государства "гитлерюгенд" получал монопольные позиции на пути роспуска , унификации , запрета остальных молодёжных организаций ; - во-вторых , "гитлерюгенд" овладел теми жизнеными формами , которые под конец республики делались распространенными и популярными у молодёжи (75). 22 июля 1933 года Ширах окончательно распустил и закрыл Государственный Комитет Немецких Молодёжных Организаций . Но этим большинство союзных организаций не было убрано с дороги(76) . Их закрытие и присоединение происходило удивительно быстро и без сопротивления . Конечно , немалую роль в этом сыграл террор "гитлерюгенда" , которому подверглись коммунистические и социалистические молодёжные организации , не испытавшие до этого на себе столь жесткого давления . Кроме того , местные отделения "гитлерюгенда" позволяли себе перегибы , считая , что "национальная революция " до сих пор не завершена . Основными конкурентами "гитлерюгенда " стали левые организации , молодежные праворадикальные организации , а так же евангелические и католические союзы. а) Левые молодёжные объединения . После пожара в рейхстаге и как следствие этого закона о предоставлении чрезвычайных полномлчий КПГ и СДПГ подверглись террору СС , СА и полиции . Домашние обыски , аресты и запреты сломали организацию социалистической рабочей молодёжи . Коммунистический союз молодёжи ушёл в подполье . Часть этих организаций присоединилась к "гитлерюгенду" , но цель всё равно была достигнута - один из конкурентов был запрещен и убран с дороги (47). б) "Великогерманский Молодёжный Союз". У ряда молодёжных организаций , находившихся близко к НСДАП , так же возникли организационные проблемы . Не смотря на то , что идеологическими лозунгами их были : "Вождь и дружина ", "Кровь и почва", "Нация и социализм" , "Борьба против Версаля и Веймара "- они являлись конкурентами "гитлерюгенда" в монополии на нацционалистическую пропаганду. Эти праворадикальные организации объединились в конце марта 1933 года в "Великогерманский молодёжный союз" под руководством адмирала фон Тратха , который обладал широкими связями с рейхсвером . Через эти связи он надеялся получить , по крайней мере , небольшую автономию от "гитлерюгенда" . Союз выступил с верноподданической декларацией в отношении НСДАП , в которой клеймились коммунисты , демократы и евреи . "Гитлерюгенд" не раз пытался перетянуть к себе молодёжь из Союза , но подобные случаи имели единичный характер . Идеологически "Великогермансктй молодёжный союз" стоял довольно таки бизко к нацистам , но слиянию с пролетарским "гитлерюгендом" ему мешало элитарное происхождение большинства членов Союза . К тому же он вряд ли имел столь большое количество членов , как "гитлерюгенд" . Летом 1933 года "Великогерманский Молодёжный Союз" хотел устроить слёт , но это было запрещено окружным начальником , так как " это принесло бы в население округа беспорядки"(77) . 17 июня 1933 года Бальдур фон Ширах был назначен Гитлером на пост рейхсюгендфюрера ( имперского руководителя немецкой молодёжи). В приказе Гитлера было указано , что "рейхсюгендфюрер стоит во главе всех объединений девушек и юношей ". В тот же день Ширах распустил своей властью "Великогерманский молодёжный союз ". Адмирал фон Тратх выразил свой протест Гитлеру и Гинденбургу , но это никак не повлияло(78). Отношения между "Великогерманским молодёжным союзом " и нацистским государством не были однозначными . С одной стороны , схожесть идеологии позволяла проводить совместную работу . С другой стороны руководители Союза считали себя элитой и дистанцировались от новой "пролетарской власти". Так Ширах писал по данному поводу о Союзе: " Они считают нас массой , а себя элитой . Мы ("гитлерюгенд") - народная молодёжь , а они - избранная молодёжь . Национал-социалистическое государство не может терпеть такого взгляда на вещи . Если "гитлерюгенд"- народная молодёжь , то такой молодёжью должны стать все "(79). Обвинения Шираха не были беспочвенными.За год до этого Поль Вернер писал о "Великогерманском молодёжном союзе" : "Они хотели ,чтобы военные видели в членах союза кандидатов в офицеры , а в молодёжных группах остальных движений - лишь потенциальных рекрутов". Само руководство "гитлерюгенда" считало Союз устаревшим ." Не я вынес смертный приговор союзу ,- писал Ширах ,- этот приговор был объявлен действительностью реальной жизни , наше время требует не романтики лагерного костра . Они не имеют понятия о дебатах 17-летних о смысле жизни и что эти дебаты не кончаются сделкой ." Ширах с откровенным презрением относился к руководству Союза .Так самое глубокое "впечатление " на него произвело то , что "видные деятели" Союза имеют единственное своеобразие , заключающеесяв том , что они никогда не позволяют себе стричь волосы . И как логический итог прозвучала его фраза :" Они живут во времени , которого больше нет ." По мнению Шираха это доказывало то , что они не связывают перспектив Германии с техническим развитием , а стало быть , с рабочей молодёжью . "Соответственно , - писал Ширах ,- рабочая молодёжь не связывает перспектив с ними ". Правда , столь жестские высказывания Шираха были , скорее всего , ширмой , так как за Союзом он "ухаживал" с 1929 года ( в результате этого многие руководители Союза в 1933 году оказались на постах в СС и СА)(80) . После закрытия Союза его руководство повторно выразило приверженность новому режиму ( их примеру после этого последавили руководители почти всех молодёжных организаций ) . Этим преследовалась надежда на сохранение какой - либо автономии , либо определенную самостоятельность в составе "гитлерюгенда" , что , впрочем , кое-где удавалось - иногда руководители распущенных организаций получали право голоса в "гитлерюгенде". В 1933 году один из руководителей "Великогерманского молодёжного союза" писал :"Если новое правительство выполнит наши требования , мы будем аккомпонимировать ему ; если же наоборот - мы будем бороться с ним ." Артур Мораун , руководитель Немецкого Молодёжного Ордена , организации близкой к Союзу , заявил в феврале 1933 года о несогласии с линией Гитлера . В результате этого Гитлер приказал 31 марта 1933 года порвать все отношения членов НСДАП с Союзом , но таковых нашлось не много . Несмотря на идеологическое сходство члены Союза оказали сопротивление нацистам , которое , правда , базировалось на этическом фундаменте и было распространенно среди людей , приближенных к носителям власти в нацистской Германии . Поэтому они не ощутили на себе более - менее заметных репрессий , так как , фактически , способствовали становлению режима(81) . в) Евангелические молодёжные союзы . Особо восприимчивой для идей оказалось господство в Германии евангелических молодёжных союзов . Так , например , в конце марта 1933 года "Евангеличекая Молодёжь Германии" выпустила воззвание следующего содержания : " Пробил новый час немецкой истории ! С трудом ещё раз Германия была вновь отведена от пропасти большевизма ... Вновь открываются богоугодные основы Родины , народа и государства . Национал-социалистическое движение прокладывает путь , который обещает преодолеть классовые , сословные , родовые противоречия . В этот час евангелическая молодёжь Германи должна знать , что её руководство скажет радостное :"Да!" национал-социалистическому выступлению . Осознание того , что идет обновление жизненных основ всей народности убеждает , что в этот час жизненные силы евангелизма принесут единственное спасение и обновление от распада и падения при Божественном руководстве и провидении . Господь уничтожит разложение и распад обычаев , профессии , семей , государства "(82). Ядро молодёжных евангелических организаций пыталось ещё до 1933 года расчистить путь"гитлерюгенду" в Государственный Совет Немецких Молодёжных Организаций . В 1933 году руководители многих еваегелических организаций подписали "заверение покорности", тесно - связав национал-социализм и христианство .Правда , было определенное сопротивление этому курсу , что чаще всего зависело от идеологических и политических установок соответствующих руководителей - как они сами понимали точку зрения и убеждения молодых . Затруднясь однозначно ответить "да" или "нет" национал-социализму евангелическая церковь раскололась через отсоединение "Немецкой Церкви" ,руководимой епископом Людвигом Мюллером . Сам Мюллер был ярый нацист , видевший в Гитлере вождя , посланного Богом . За это Мюллер удостоился звания имперского руководителя евангелической молодёжи Германии 3 июля 1933 года . Через церковные выборы , состоявшиеся 23 июля 1933 года "Немецкая Церковь" получила руководство почти во всех церковных бъединениях , что давало гарантии успеху молодёжной деятельности евангелистов , поддержавших Гитлера . Но Ширах непоколебимо ускорял вливание евангелической молодёжи в состав "гитлерюгенда" . Епископ Мюллер не только не сопротивлялся , но и содействовал этому , за что и получил позже в составе "гитлерюгенда" пост руководителя евангелической молодёжи . В конце декабря 1933 года всвязи с тем , что большинство евангелической молодёжи перешло в "гитлерюгенд", все евангелические молодёжные организации были распущены(83) . г ) Католические молодёжные орнганизации . У католической молодёжи в целом существовало дистанцирование от национал-социализма . Впрочем , она охотно подерживала идею "сильного национального государства" . Именно католическая молодёжь благодаря занятой ей позициями внушала опасение национал-социализму , так как через строго иерархический епископат она была лучше защищена от унификации и слияния с "гитлерюгендом" . В результате этого Гитлер решил провести переговоры о конкордате . Но после того , как 1 июля 1933 года Ширах при поддержке гестапо провел чистку католических организаций , лишил их всей собственности - кокордат оказался под угрозой срыва . В добавок к этому 8 июля 1933 год а Ширах был подчинен министру внутренних дел , его компетенция и сфера деятельности значительно расширилась . Вследствие этого 9 июля 1933 года кокордат был перенесен в Рим . После этого "гитлерюгенд" перестал быть самостоятельным подразделением и был обязан выполнять приказы МВД в обязательном порядке(84). В 1934 году "гитлерюгенд" начал открыто препятствовать и ограничивать деятельность молодёжных католических союзов через террористические действия , пропагандистские мероприятия , региональные запреты и закрытия отдельных союзов и другие акции ( например , постановление , что дети , не состоявшие в католических союзах имеют больше прав )(85). Так А.Розенберг в своей статье, посвященной антирелигиозному воспитанию членов "гитлерюгенда" писал : "Мы добились прогресса в насаждении национал-социалистической идеологии в умах германской молодёжи . От католической молодёжи остались только группочки , которые со временем тоже будут включены в состав "гитлерюгенда" . "Гитлерюгнд" убежден , что никто не сможет противостоять ему . Более того , наша программа воспитания в школах всех категорий составлена в таком антихристианском и антиеврейском духе , что подрастаяющее поколение будет избавлено от мошенников в рясах"(86). Борьба епископата и католических молодёжных организаций за сохранение отдельных сфер молодёжной работы было отнюдь не борьбой за демократию . В недрах католических молодёжных организаций была выработана такая идеология , которая очень близко находилась с национал-социализмом . Например , большинство католической молодёжи приветствовало "Третий Рейх" как разрушение республики . По этому поводу они писали в своих листовках следующее :"Мы , новогерманская молодёжь , приветствуем новое государство : а) как преодоление партийного государства , которое разрывало Германию на различные непримиримые лагеря и фронты , что делало недостижимым национальное согласие ; б) как преодоление либерального государства , которое под политикой понимало тактический компромисс различных мировоззрений ; в) как преодоление парламентского государства , в котором занимаются только переговорами и голосованием , а не принятием четких решений и не несением ответственности ; г) как преодоление классового государства , в котором сталкиваются интересы одних с интересами других , а общественную жизнь пронизывает экономическая борьба . В этих четырех преодолениях старого государства через новое государство мы видим органическо чистую немецкую имерскую идею "(87). Подобная судьба постигла многие молодежные националистические молодёжные организации , например "Бисмаркюгенд","Гинденбургюгенд", которые пережили остальные молодёжные организации , но ненадолго . То же произошло с "Шарнхорсбундом" , молодёжной организацией "Стального Шлема", повторившей его путь присоединения к СА , влившись в "гитлерюгенд". К этому времени был обозначен , после единодушного высказывания всех причастных организаций , переход групп многочисленных до сих пор существовавших молодёжных организаций в "гитлерюгенд". Кроме того , сильный приток осуществлялся за счет организаций , не принадлежавших до сих пор к числу основных молодёжных организаций , входивших в "государственный комитет" , что имело не только организационное , но и воспитательное значение . К числу подобных организаций относилась , например , "Немецкая молодёжь Европы ", которая организовывала совместную работу , заботу и обмен с молодёжью немецких народных групп в различных странах . Не случайно , присоединение "комитета " и "Немецкой молодёжи Европы" считалось проведением веской и позитивной работы(88). Паралельно с процессом унификации молодёжной жизни нацистское руководство давно уже планировало общегерманскую акцию , пропагандистский эффект от которой был должен направлен исключиетльно на молодёжь . Такой акцией стали события 10 мая 1933 года . Их корни уходят в февраль 1933 года , когда главное управление прессы м пропаганды призввало немецкую молодёжь к участию в "культпоходе" "против негерманского духа" , который должен был начаться 12 марта , а закончиться 10 мая (89). Среди молодежи началось распространение документа , более известного как " 12 тезисов против негерманского духа" и содержал в себе следующее : " 1 . Язык и письменность коренятся в народе . Немецкий народ несет ответственность за то , чтобы его язык и его письменность оставались бы чистым и нефальсифицированным выражением его народности . 2. Сейчас разверзлась пропасть между написанным и немецкой народностью . Это состояние - позор . 3. Чистота языка и написанного зависит от тебя ! Твой народ передал тебе язык для сохранения . 4. Наш опаснейший враг - еврей и тот , кто у него в кабале . 5. Еврей может думать только по-еврейски . Если он пишет по немецки , он лжет . Но и немец , который пишет по немецки , а думает не по-немецки , кроме того , бездумен , и не знает своей задачи . 6. Мы хотим искоренить ложь , заклеймить предательство , мы хотим создать для студенчества вместо очагов бездумия очаги дисциплины и политического воспитания . 7. Мы хотим обращаться с евреем как с чужим , а нашу народность брать всерьез . Поэтому мы требуем от цензуры: еврейские произведения выходят только на еврейском языке . Если они выходят на немецком языке , то их надо рассматривать как переводы . Строжайше запретить употреблять готический шрифт . Готический шрифт только для немцев . Ненемецкий дух должен быть искоренен из немецкой книжной торговли . 8. Мы требуем от немецкой молодёжи показать волю и способность для самостоятельного осознания и решения . 9. Мы требуем от немецкой молодёжи держать в чистоте немецкий язык . 10. Мы требуем от немецких студентов проявить волю и способность для преодоления еврейского интеллектуализма и связанных с ним либеральных проявлений , ведущих к упадку немецкой культурной жизни . 11. Мы требуем отбора студентов и профессоров по надежности их мышления в немецком духе . 12. Мы требуем ,чтобы немецкая высшая школа стала оплотом немецкой народности и полем битвы за немецкий дух . В начале третьей недели нашей четырех недельной акции начнется публичный сбор разлагающих книг , против которых в первую очередь борется наша молодёжь . Каждый студент проведет чистку своей библиотеки , в которую по недомыслию попали эти ненемецкие книги ; каждый студент будет наводить порядок в библиотеках своих знакомых ; молодёжь займется чисткой публичных библиотек , которые не должны служить сборищами неизвестно каких книг . 10 мая 1933 года будут преданы огню нездоровые книги . Широкое уведомление о местах сборов будет произведено перед их началом "(90). Как и следует из текста , в подготовке и проведении акции по книгосожжению приняли активное участие прежде всего члены "гитлерюгенда" и Национал-социалистического студенческого союза . 6 мая они начали распространять среди своих сверстников следующий документ : " Комитет борьбы против ненемецкого духа уведомляет Вас о том , что из Вашей библиотеки надо изъять книги, отмеченные в приложенном "черном списке" . Но для того ,чтобы эта литература была действительно уничтожена , следует передать в ближайшие дни представителям комитета , которые появятся у Вас , отобранные книги и брошюры , с ем ,чтобы 10 мая они были публично сожжены ..."(91) Сама процедура уничтожения "крамольных" книг была максимально приближена к "варбургфесту" 18 октября 1817 года , традиции которого были достаточно сильны в немецком студенчестве . Для проведения "аутодофе" даже был составлен единый сценарий , подробно описанный в газетных отчетах того времени : " Представители молодёжи , прежде чем сжечь книги , выкрикивали лозунги : Первый .Против классовой борьбы и материализма , за народную общность и идеализм в жизни ! Во имя всего этого я предаю пламени писания Маркса и Каутского ! Второй . Против декаденса и морального разложения ! За то , чтобы было хорошее поведение и воспитание в семье и государстве , я предаю пламени писания Генриха Мана , Эрнеста Глезера и Эриха Кестнера . Третий . Против подлости мышления и политического предательства , за беспредельную преданность народу и государству ! В о имя всего этого я предаю пламени сочинения Фридриха Фостера . Четвертый .Против разлагающего душу преувеличения значимости секса , за аристократизм человеческой души . Во имя всего этого я предаю пламени писания Зигмунда Фрейда . Пятый . Против искажения нашей истории и умаления наших великих деятелей , за почитание нашего прошлого . во иимя всего этого я предаю огню сочинения Эмиля Людвига и Вернера Хагемана . Шестой . Против демократически-еврейской антинародности , за национальное сознание ! Во имя всего этого я предаю огню писания Теодора Вольфа и Георга Бернгарда . Седьмой . Против литературного предательства солдат превой мировой войны , за воспитание народа в духе истины . Во имя всего я предаю огню сочинения Эриха Марии Ремарка . Восьмой . Против чванливого обезображивания немецкого языка , за заботу о ценнейшем достоянии нашего народа . Во имя всего этого я предаю огню писания Альфреда Керра . Девятый . Против наглости и самоуверенности , за уважительность и почтительность к немецкому народному духу . Пусть пламя поглотит писания Тухольского и Осецкого "(92). "Аутодофе" было акцией двойного назначения . С одной стороны , события 10 мая 1933 года были акцией устрашения , целью которой было напугать до смерти "среднего человека" , привыкшего относиться с уважением к печатному слову . С другой стороны , эта акция дала возможность почувствовать молодёжи радикализм новой власти , а так же , то что новая власть возлагает на неё большие надежды . "Гитлерюгенд" использовал наиболее ярко в своей организации после 1933 года молодёжный менталитет, который распространялся не на отдельные сферы , а на всё молодёжное движение . После "единения молодёжи ", после отстранения от политики "стариков , проводивших линию соглашательства" , после "обновления народа и нации ", которое должно было "отмести закостенелую дряблую систему " у "взолнованной " молодёжи была распространена неосознанная потребность в чем-то новом . В данный период "гитлерюгенд" проявил чрезвычайно высокие требования и притязания на области молодёжной жизни , которые проявились в : - во-первых , в разъединении и унификации всех конкурирующих молодёжных организаций и учреждений ( за исключением католических молодёжных союзов , закрытых более позже ); - во-вторых , в получении контроля над всеми возможными функциями и областями молодёжной жизни ; - в-третьих , через старания после охвата всей молодёжи охватить и каждое новое продрастаюшщее поколение . Приток новых членов в "гитлерюгенд " , "идеализм" , который , по крайней мере в превые годы национал-социалистической диктатуры , был полезен , успех "гитлерюгенда" у молодежи , из-за соответствия его целей действительным желаниям , требованиям и жизненным принципам молодёжи - всё это вылилось в то , что "гитлерюгенд" распространяет среди молодёжи широкую увереность в возможность реализации своего потенциала . Юношеское движение , известное до 1933 года , имело множество серьезных недостатков - например , не были представлены в молодёжном движении целые социальные слои и группы молодежи ( молодёжь провинции , девушки в целом ). "Гитлерюгенд" убрал в сторону специфические молодёжные особенности , социальные различия , стер грань между деревней и городом , уничтожил половую дифференсацию молодёжной работы . Ввиду всего этого можно сказать , что после 1933 года "гитлерюгенд" прежде всего обозначил расширение "жизненных форм молодёжного движения "- хотя это обозначение было обманчивым . Обобщение молодежи в национал-социалистической сиситеме было неизбежным . После "выключения" партийных молодёжных организаций , присоединение профессиональных и спортивных объединений вряд ли представляло проблему . Через запреты , закрытия и отчасти через прием различных молодёжных союзов, через вливание многочисленных групп ( тех же конфессиональных союзов ) и приток неорганизованных масс в "гитлерюгенд " давал в 1933-1934 годах огромный численный прирост . Это можно проследить на развитии "гитлерюгенда" в Обергебит весте ( Западная Германия ) 1925 год - 100 членов 1930 год- 1800 членов 1926 год- 200 членов 1931 год- 2400 членов 1927 год - 500 членов 1932 год - 6300 членов 1928 год - 800 членов 1933 год- 15 000 членов 1929 год - 1200 членов 1934 год- 1 500 000 членов Для всего же "гитлерюгенда" прирост составил с 107956 человек ( конец 1932 года ) до 3 577 565 человек в конце 1934 года(93) . Именно в это время идет унификация в "гитлерюгенд " "юнгфолька"( Jungvolk - юный народ), "Бунд дейче медель "( Bund Deutche Madel - Союз немецких девушек ),"Юнгмедель"(Jungmadel - Юные девушки ). В гитлерюгенде была установлена четкая вертикальная структура , введена единая униформа .1934 год , объявленный Ширахом "Годом учебы и внутренних достижений " ознаменовал формирование этой объединительной тенденции .При этом успешно шла унификация "гитлерюгенд" и приобретение "гитлерюгендом" дальнейших сфер влияния и деятельности , а так же функций молодёжной жизни . В июле 1934 года была завершена унификация в "гитлерюгенд" молодежи из "Немецкого рабочего фронта ", благодаря чему "гитлерюгенд" получил важнейшую часть социальной молодёжной работы , которая до тех пор находилась в руках профсоюзов и предприятий(94).